Большинство станций метро строились во времена СССР, но это не мешало советским архитекторам и художникам внедрять в них элементы забытых в то время русских святынь и древних заморских храмов. Вместе с аккредитованным гидом метрополитена Татьяной Ефремовой корреспондент Metro подготовила для своих читателей новую экскурсию по московской подземке
"Новослободская"
“Новослободскую” открыли в 1952 г. Её оформлением занимались архитекторы Алексей Душкин и Александр Стрелков, которые в качестве опоры станции использовали массивные невысокие столбы. Центр каждого из таких столбов они решили декорировать витражными панно, прибегнув к эскизам художника и бывшего иконописца Павла Корина. В СССР изготовлением витражей никто не занимался, поэтому архитекторы позаимствовали стёкла у Чехословакии, где процветало производство цветных стёкол для католических храмов, и сложили из них геометрические рисунки и пятиконечные звёзды. На торцевой стене зала станции Душкин и Стрелков установили мозаичное панно "Мир во всём мире", на котором женщина держит на руках младенца, чем напоминает Божью Матерь с Иисусом Христом. Также, обращаясь к теме труда советских людей, архитекторы впервые использовали объёмное художественное стекло, из которого составили витражи с изображением советских профессий: музыканта, художника, рабочего, колхозницы. Такие стёкла изготавливались специально для станции в рижских витражных мастерских.
"Комсомольская" (кольцо)
“Комсомольская” (Кольцевая) была открыта в 1952 г. Ключевое место в оформлении станции вновь заняли мозаичные картины по эскизам Павла Корина, который был известен любовью к иконам и картинам на древнерусскую тему. Он вместе с архитекторами Алексеем Щусевым, Виктором Варавиным и Олегом Великорецким разместил на жёлтом потолке 8 панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают национальных героев: Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Александра Невского и Дмитрия Донского. Кстати, Александр Невский на момент строительства уже был канонизирован. На панно он, как и Дмитрий Донской, держит в своих руках хоругвь с изображением Христа. Уже много лет эта хоругвь мирно соседствует с другим знаменем – с "ликом" Владимира Ленина, которое держат советские солдаты на панно "Взятие Рейхстага". Кроме того, рядом с Дмитрием Донским на переднем плане стоят ещё двое святых – воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, известные из "Повести о Мамаевом побоище".
"Кропоткинская"
“Кропоткинская” открылась в 1935 г. До её появления на месте наземного вестибюля стояла каменная церковь Сошествия Святого Духа, первое упоминание о которой относится к 1493 году. В начале 1933-го она была снесена из-за строительства станции. Над стилем "Кропоткинской" работали советские архитекторы Яков Лихтенберг и Алексей Душкин. "Душкин, отказавшись от подражания популярной в то время греческой архитектуре, обратился к опыту Древнего Египта. Он позаимствовал у луксорского храма Амона лотосообразную форму опор и широкие раструбы, в которых спрятал светильники", – рассказала Татьяна Ефремова. Кроме того, в первые дни работы станции её лестницы украшали кадки с пальмами, которые в сочетании с чертами египетской архитектуры и приглушённым светом создавали эффект путешествия в Древний Египет.