Участники Первого Международного саммита коллекционеров искусства, который сегодня пройдёт в арт-пространстве Cube.Moscow, рассказали Metro о жемчужинах своих личных собраний.
Владелец самой большой в мире частной коллекции китайского искусства, швейцарец Ули Сигг – самый известный гость саммита. Жемчужиной своей коллекции он называет большую круглую картину "Лунный кролик" художника Шао Фана. Тот изобразил животное из старинной легенды, объясняющей, почему тёмные пятна на спутнике Земли складываются в ушастый силуэт.
– Кролик бросился в огонь, чтобы уставший от долгой дороги Будда смог поесть. В благодарность Будда воскресил его и отправил на Луну, – описывает предание Сигг.
Стоимость шедевра он не раскрывает. По словам других участников саммита, супругов-коллекционеров из Москвы Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, это общемировая практика.
– Искусство стоит столько, сколько за него заплатили. Единственные цены, которым вы можете верить – на это ориентируются страховые компании и вообще все, – это результаты аукционных продаж, – объясняет Metro Елена.
Главный экспонат супругов – это пять папок Московского архива нового искусства (МАНИ) с произведениями художников-концептуалистов. В 1980-х годах они официально не выставлялись и знакомились с творчеством друг друга, листая эти папки.
Там хранятся забавные телеграммы Дмитрия Пригова с пересказами классики: "СТУДЕНТ ЗПТ УБИЛ СТАРУХУ ЗПТ ТОПОРОМ ЗПТ МУЧИТСЯ УЖАСНО ТЧК", фотографии экспериментальных скульптур Салавата Щербакова, книга Ильи Кабакова... Есть даже произведение выдуманных художниц: намалёванную красным фразу "Все мужики – подонки" составителям папки подсунули художники Вадим Захаров и Виктор Скерсис.
Из всех участников саммита на неприличный вопрос о стоимости своей "жемчужины" ответила лишь американка Жаклин О’Нилл. Она собирает цифровое искусство и за 120 долларов купила один из тысяч отрезков видео художницы Евы Суссман:
– Свой "пиксель" можно никому не показывать, а можно выставить на общей платформе. Право собственности отслеживается с помощью блокчейн-технологии. Это позволяет большему количеству коллекционеров владеть искусством по меньшей цене.