Участники Берлинской операции рассказали Metro о промахах маршала.Говорить правду о войне они считают своим долгом. Потому что слишкоммало осталось тех, кто знает, как все происходило на самом деле
Ветераны считают, что взять Берлин можно было с меньшими потерями. Спустя 65 лет участники войны начинают говорить правду о промахах Жукова. Чтобы не допустить фальсификации истории.
Владимир Алексеевич Кудрявцев и Павел Петрович Торощин привыкли выступать тандемом. Оба – участники Берлинской операции. Кудрявцев воевал артиллеристом на 1-м Украинском фронте. Торощин – связистом на 2-м Белорусском.Вы спросили, не побоится ли газета публиковать правду об ошибках Жукова. А вы сами говорили об этом сразу после войны?
В.К.: Нет, было другое время. И потом, что я мог сказать? Что плохо воевали? Людей, которые участвовали в боях и знали правду, тогда было много.
П.Т.: Я работал в закрытом институте,?и с коллегами войну не обсуждал. Я против возвеличивания роли Георгия Жукова, потому что это ведет к фальсификации истории.В чем была ошибка Жукова?В.К.: Мы могли взять Берлин с меньшими потерями. Немцы создали вокруг города три линии обороны. Первый рубеж особо не оборонялся, но мы не имели сведений об этом. Были оборонительные бригады, но они не в счет.
П.Т.: Немцы отвели войска, а Жуков обрушил на первый рубеж мощный артиллерийский удар. Орудия стояли через каждые три метра. Но стреляли по пустому месту.Это промах, но он не привел к потерям с нашей стороны... П.Т.: Но сколько снарядов было выпущено впустую! Наши войска продвинулись вперед и уперлись в Зееловские высоты.
В.К.: Представьте себе непаханое поле, апрель, и Жуков бросает туда танковую армию. Пехота оторвалась вперед, танки завязли в болоте, а мы, артиллеристы, только попукиваем и не можем выбраться. Штурм не удался.Но взять высоты надо было любой ценой? П.Т.: Да. Вот скажите, Владимир Алексеевич, можно было обойти Зееловские высоты?
В.К.: Можно! Два года назад я был на месте сражения и убедился, до чего же неуютно мы там себя чувствовали! Наши войска у немцев как на ладони были.
Владимир Кудрявцев: В армии Рокоссовского любили, Конева уважали, а Жукова просто боялись.В кино Жукова показывают не таким. В.К.: Помните, как он в одном фильме при наступлении на Берлин использует прожектора? Это был провал!
П.Т.: Идея состояла в том, чтобы мощными прожекторами ослепить немцев. Их установили за спинами наших частей. И что получилось?
В.К.: Обратный эффект. В свете прожекторов ничего не было видно, пыль, дым. Немцам они никакого вреда не принесли, зато наших было отлично видно! Слава богу, мне под этими прожекторами стрелять не пришлось.Как сражение показано в школьных учебниках? П.Т.: Отвратительно. Вся история войны занимает 15–20 страниц. А если судить по книгам и фильмам, то войну выиграли американцы.
В.К.: Мы ведь протестуем, пишем, просим дать нам слово. В школы приглашают редко, но ребята слушают нас открыв рот.