Мартовское солнце по-тихоньку заставляет москвичек убирать подальше длинные куртки. По сравнению с декабрём, когда заведение при старообрядческой церкви только открылось, сейчас легче разглядеть, во что одеты покупательницы.
– В пуховиках ходили – понятно, что не видна юбка, – с улыбкой вспоминает зимние месяцы 23-летняя продавщица Валентина, одетая в платок и платье.
Постоянные покупатели-бородачи знают, что спрашивать Валентину про скидку не надо – её сделают без комментариев. Берут в основном пирожки и хвалят кофе.
Про акцию на меловой доске печатными буквами написал староста церкви Михаил Панкратов. По сути, дисконт дают тем, кто соблюдает правила старообрядцев. И неважно, по каким соображениям.
– Сейчас каждый второй бородатый ходит. Здесь у нас, конечно, больше шутки, – признаётся Михаил Metro и объясняет: – Женщинам в портках у нас нельзя ходить – это считается мужской одеждой. Колено должно быть закрыто. Мало того, с коротким рукавом нельзя ходить, особенно в церковь.
Бриться и даже стричь бороду старообрядцам запрещает одно из правил Стоглавого собора. Согласно ему, если мужчина это сделал и умер, не успев покаяться, то его нельзя отпевать.
– Про человека с бородой можно сказать, что он, хоть мусульманин, хоть иудей, хоть христианин, выполняет заповедь Божью из Ветхого Завета "не порти края бороды твоей", которую никто не отменял, – продолжает староста.
Второе заведение община открывать не планирует, хотя у Михаила об этом уже справлялись.
– Приходили и говорят: "А давайте устроим франшизу?" Не старообрядцы, просто люди. Смешно спрашивали: "А где вы мебель заказывали?" – Михаил показывает на стеллажи с товаром. – А я сам это всё смастерил. Брёвна лет 50 у нас в кочегарке валялись.
Михаил Панкратов, староста храма Николы Чудотворца у Тверской Заставы