Теракт в Петербурге 3 апреля был совершен выходцем из Средней Азии: 22-летний Акбаржон Джалилов подорвал себя в вагоне метро и унес жизни 14 человек. От него открестилась киргизская диаспора - его родная община. Родители не верят в виновность Джалилова, коллеги говорят, что "ничего подозрительного в нем не было". Следком почти сразу арестовал его "подельников": двое подозреваемых в причастности к трагедии были задержаны в Москве, а еще шестеро – в Петербурге. В списке подозреваемых - ни одной славянской фамилии. Сейфулла Хакимов, Ибрагибжон Ерматов, Дилмурод Муидинов, Бахрам Ергашев, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Шохиста Каримова, Содик Ортиков... Как теперь будут относиться к мигрантам в Петербурге и что делать, если вам страшно даже пройти рядом с лицами "нетитульной национальности"? На эти вопросы в интервью Metro Зинаида Сикевич, доктор социологических наук, профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ.
- Зинаида Васильевна, как люди склонны идентифицировать предполагаемого смертника Акбаржона Джалилова? Он родился в Киргизии, по национальности – узбек, семь лет жил в России. Будут ли люди причислять его к каким-то общностям по национальному признаку? Или скорее Джалилова отнесут к "террористам", "исламистам", "джихадистам", "мигрантам", "понаехавшим" - и так далее?
- По данным моих исследований, петербуржцы и в целом россияне по внешнему виду не отличают представителей отдельных народов Средней Азии и Кавказа. Для них они "лица кавказской" или "среднеазиатской национальности". Скорее может появиться ярлык "гастарбайтер" или "игиловец". Все, кстати, зависит от СМИ. Чем больше СМИ будут акцентировать его национальность, тем вероятнее и общественное мнение на это обратит внимание. В отличие от Европы, у нас почти нет религиозных фобий, так, в частности, к татарам относятся вполне положительно, хотя они мусульмане.
- В связи с этим, будут ли негативно высказываться по поводу всех "киргизов", всех "узбеков", всех "мигрантов"?
Будут ли испытывать активную неприязнь ко всем – без особого различия - "нерусским"? И как этот страх и негативные эмоции можно преодолеть?
- Вряд ли можно говорить об активной неприязни. Хотя в целом отношение к мигрантам (не всем, а преимущественно выходцам из Средней Азии) скорее настороженное. Но это не этнофобия как таковая, а отвержение по признаку "чужака" - ему приписываются качества "некультурный", "не умеет себя вести", "пристает к девушкам" и т.п.
- Будут ли испытывать страх и активную неприязнь ко всем – без особого различия - "нерусским"? И как этот страх и негативные эмоции можно преодолеть?
- Страха нет. Настороженность, желание "обойти стороной" - да, на какой-то период. Страх и негатив можно преодолеть поменьше муссируя этнические и конфессиональные признаки подозреваемых, чем усердно занимается пресса.
- Как вы полагаете, возможны ли сейчас какие-то активные действия со стороны "коренного населения"? Конечно, "погромов" не будет, но как люди будут выражать свое отношение к "собратьям" Джалилова?
- Возможны устные обвинения, оскорбления со стороны маргинальных слоев или подростков. Но в целом не думаю, что вероятны серьезные эксцессы. Наш город отличается (по сравнению с той же Москвой) значительно большей терпимостью к "чужакам".