Музыканты оркестра и вокалисты "Петербург-концерта" подарят зрителям атмосферную аудиопрогулку по музыкальной дорожке середины XX века – знаменитые мелодии, впечатляющие аристократизмом симфонической классики и джазовой экспрессией.
Мы поговорили с Андреем Медведевым о том, что же такое симфоджаз и как рождается мелодия.
Андрей Николаевич, уже совсем скоро "Петербург-концерт" откроет новый сезон премьер концертной программой "Весь этот СимфоJazz" в Большом зале Екатерининского собрания. Расскажите, что такое симфоджаз в вашем понимании?
– Симфоджаз – термин не новый. Он появился в двадцатых годах прошлого столетия благодаря американскому дирижеру и джазовому скрипачу Полу Уайтмену, который добавил в джазовый Big Band струнную группу и другие инструменты симфонического оркестра, получив при этом возможность исполнять принципиально другую музыку. Жанр получил название "симфоджаз". В нашей стране он назывался эстрадно-симфоническим, но по сути это одно и то же. Симфоджаз – это синтезированный стиль, сочетающий в себе легкую симфоническую музыку и элементы джаза. Что мне ближе? Джаз с инструментами симфонического оркестра или симфонический оркестр, умеющий свинговать, с полноценной ритм-группой и группой саксофонов? Однозначно – второе. Мне посчастливилось играть с Мишелем Леграном. Его партитуры меня заворожили. Мне бесконечно нравится звучание оркестров Поля Мориа, Джеймса Ласта, Куинси Джонса. Мне бесконечно нравится, с каким качеством звучит оркестровая киномузыка Голливуда. В нашей стране такого звука не было. Термин ЭСО (эстрадно-симфонический оркестр) "набил оскомину" и был синонимом плохого звука и слабых аранжировок. Конечно, были исключения. Я считаю этим исключением Ленинградский концертный оркестр Анатолия Бадхена, в котором мне посчастливилось работать. Отношение к звуку, требовательность к партитурам я запомнил на всю жизнь. Возможно, именно это и позволяет мне делать программы, на которые зритель обращает внимание.
Есть такое мнение, что все великое уже создано, все идеи воплощены, все мелодии родились. Если это так, то что такое тогда аранжировка? Это новый текст, новая огранка, новые декорации?
– Музыка, как и все в нашей жизни, двигается и развивается в четвертом измерении, во времени. Ничто не повторяется дважды. Появляются новые звуки, новые инструменты, новые гармонии. Изменяется наше понимание мироздания, а это неминуемо ведет к возникновеню новых идей. Новые звуки, новые гармонии, новые инструменты требуют новых идей и новых аранжировок. Я думаю, это будет вечно.
В словаре Ожегова написано, что оркестр – это "группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах". Но очевидно, что не всякая "группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах" – оркестр. Что такое оркестр для вас? Когда и при каких условиях он рождается?
– Все мы знаем басню Ивана Крылова "Квартет". ("А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".) Я думаю, что у героев басни просто не было дирижера. Есть поговорка: "Плохих оркестров не бывает". И у хорошего руководителя зазвучит любой оркестр. Надо только правильно подобрать репертуар и партитуры. Партитуры с максимальной выразительностью при минимальных оркестровых трудностях.
Есть такие музыкальные произведения, которые любят все. Как только их ни называют – хитами, шлягерами, всякими другими словами. Все ваши программы почти полностью состоят из таких произведений. Даже если ты совсем далек от музыки и не знаешь, что это звучит, но услышишь и сразу поймешь, что знаешь и любишь. На ваш взгляд, что особенного "зашито" в таких произведениях, чего нет в других? Откуда такое коллективное влияние на людей? И, главное, что надо сделать, чтобы родилась такая мелодия?
– Я думаю, что главное в произведениях, которые любят все, – это мелодизм. А как рождается мелодия, я не знаю. У кого-то она рождается во сне, а у кого-то это результат ежедневной работы…
Представьте, что вы объявили прослушивания в свой оркестр. На что обращаете внимание в претендентах? Какие качества в людях считаете обязательными, чтобы группа музыкантов превратилась в оркестр?
– Я бы очень хотел, чтобы коллектив оркестра был группой единомышленников. Чтобы он существовал, как маленькая группа, понимающая друг друга с полувзгляда. Но так не бывает. Оркестр – это большой и сложный организм. Дирижер и музыканты находятся в состоянии "единства и борьбы противоположстей". Дирижер не может существовать без музыкантов, а музыканты оркестра без дирижера.
Я стараюсь сформировать оркестр из музыкантов, которые не только хорошо владеют своим инструментом, но также любят и понимают джаз, рок, эстрадную музыку. Не так просто удержать в эстрадном оркестре музыкантов, которые учились в консерватории, чтобы играть классику. Нет такого скрипача, который не стремился бы попасть в оркестр Мариинского театра или в филармонию. Другое дело – ритм-группа. Здесь у меня полная любовь и взаимопонимание. Музыканты ритм-группы учились джазу, року, эстрадной музыке. Они любят и понимают эти жанры.
У вас очень молодой коллектив. Чему вы их учите – в самом широком смысле?
– Мне моих музыкантов учить нечему. Общение с ними на репетициях сводится только к пожеланиям. Все они прекрасные музыканты, совмещающие работу в моем оркестре с работой в лучших академических оркестрах города. Исключение составят только два музыканта: Александр Богачев – piano и гитарист Леонид Андреев. Они были моими студентами, и, возможно, я их чему-то научил.