"Ом мани падмэ хум" – самое известное священное высказывание, знакомое не только буддистам.
Чтобы увидеть буквы, проявившиеся на скале около 300 лет назад, в Бурятию приезжают люди со всего мира. В Петербурге прошла премьера фильма-исследования "Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы". В нём идёт речь о жизни буддийского монаха, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане, недалеко от города Улан-Удэ. В фильме рассказывается о местах, где бывал самый известный бурятский лама. В их числе – священная скала с самопроявившейся мантрой "Ом мани падмэ хум" на границе с Монголией. Журналист Metro побывал на месте проявления мантры и узнал подробности.
Мантра за стеклом
Сакральное место находится недалеко от дацана "Балдан Брэйбун" в Кяхтинском районе.
– Известно, что основатель буддизма в Бурятии – самый первый хамбо лама Заяев – часто приходил к скале, медитировал здесь, – рассказывает монах местного дацана Жамсо Аранжапов. – Наверное, он и открыл это сакральное место. Тогда же, в XVIII веке, недалеко отсюда был построен первый дацан – из войлока. Позже здесь часто бывал хамбо лама Этигэлов. В 1912 году недалеко от скалы он нашёл личные вещи первого хамбо ламы Заяева и указал место для строительства нового храма "Балдан Брэйбун".
Новый дацан построили за несколько лет до Октябрьской революции. В 30-е годы его разрушили, а скала с мантрой осталась.
Сейчас священная скала закрыта стеклом.
– Дело в том, что верующие, когда приходят к священному месту, во время молебна брызгают на мантру молоком, – объясняет лама Жамсо. – Молочные продукты, попадая на поверхность камня, образуют плотную плёнку, которая закрывает буквы. И другие люди не могут их увидеть. Поэтому было принято решение поставить навес и закрыть мантру стеклом. Но дотронуться до камня можно: мы оставили небольшое окно, которое каждый желающий может открыть. Также здесь можно оставить подношения: деньги, сладости, пшено.
Село Мурочи, рядом с которым находится священная скала, расположено в двухстах километрах от Улан-Удэ и в шестидесяти – от районного центра Кяхта. Но почти каждый день сюда приезжают паломники и туристы.
– Таких святынь в мире всего две – в Непале и у нас, – говорит Жамсо Аранжапов. – К нам едут со всех уголков России и Монголии. Каждый год приезжают чехи, недавно были американцы.
Счастливый бурундук
Каждое утро на священных камнях скалы можно заметить бурундука. Он выбирает что-нибудь из подношений, устраивается на солнце и приступает к завтраку. Людей не боится: знает, что его не тронут.
– Мы, буддисты, верим в перерождение. И неизвестно, кем был этот зверёк в своей прошлой жизни и кем он станет в будущем, – говорят местные жители. – Пусть этот бурундук будет счастливым в своей жизни.
По мнению верующих, конфеты и другие сладости здесь оставляют также для тех, кто голоден.
– Я, когда был пионером, рыбачил рядом, – рассказывает житель села Мурочи Баир Цыренпалов. – Всё время хотелось есть, а рядом со скалой всегда можно было найти много сладостей. Однажды я спросил у своей верующей бабушки, можно ли брать конфеты. "Можно, – отвечала бабушка. – Только сначала надо помолиться и спросить у скалы разрешения". Мы с друзьями молились, гладили камни, а потом брали конфеты и пряники, пили чай. Получается, что она нас спасала от голода.
Спасение
Лама Баир Батомункуев родился и вырос в селе Мурочи.
– В детстве мы играли на развалинах снесённого дацана, вместе с верующей бабушкой ходили к скале с мантрой, – рассказывает Баир. – Я, как и все советские дети, был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Нас учили, что религия – это зло. Естественно, я не был верующим. Но когда собрался в армию, бабушка чуть ли не насильно повела меня по святым местам, в том числе к скале с мантрой "Ом мани падмэ хум". Заставляла молиться. Я без особого желания, но делал всё, что она говорила.
Служил я на Крайнем Севере. Однажды, нарушив инструкции, вышел в пургу один и заблудился. Меня занесло снегом, я не мог встать. Чувствую, как силы меня покидают. А умирать не хочется! Стал вспоминать свою деревню, близких. И вдруг вспомнил слова бабушки: "Если тебе будет очень тяжело, вспомни святые места". Я стал зрительно вспоминать скалу, мантру, начал её повторять. И вдруг почувствовал какой-то внутренний толчок! Сумел стряхнуть с себя сугроб, сжал зубы и пополз. И повторял мантру. В результате выбрался на дорогу и дошёл до своей части.
До армии я начинал учиться в электротехникуме. А когда вернулся, узнал, что как раз в Иволгинском дацане открылся Буддийский университет. Меня туда приняли. Получив религиозное образование, вернулся в дацан в своём селе, потому что понял: это моё призвание. И теперь, когда хожу к скале, всегда благодарю её за своё спасение.
Скала пережила советскую власть
Сейчас рядом с камнем построен небольшой дуган (буддийский храм).
– К этому месту с почтением относились и в советское время, – рассказал Metro местный житель, сотрудник администрации Баир Цыренпалов. – Пожилые люди приходили молиться, а неверующие обходили скалу стороной. В 70-е, когда я ещё в школе учился, в Кяхтинском районе активно шло строительство, многие скалы разрушали, камни дробили и увозили. Хотели и эту скалу разрушить.
Так вот трактор, который к ней подъехал, неожиданно перевернулся. Скалу решили оставить в покое. Местные жители рассказывали, что в советское время было несколько попыток закрасить священные буквы. Но каждый раз вандалов что-то останавливало.