"Ом мани падмэ хум" – самое известное священное высказывание, знакомое не только буддистам.

Чтобы увидеть буквы, проявившиеся на скале около 300 лет назад, в Бурятию приезжают люди со всего мира. В Петербурге прошла премьера фильма-исследования "Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы". В нём идёт речь о жизни буддийского монаха, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане, недалеко от города Улан-Удэ. В фильме рассказывается о местах, где бывал самый известный бурятский лама. В их числе – священная скала с самопроявившейся мантрой "Ом мани падмэ хум" на границе с Монголией. Журналист Metro побывал на месте проявления мантры и узнал подробности.

Мантра за стеклом

Сакральное место находится недалеко от дацана "Балдан Брэйбун" в Кяхтинском районе.
   
– Известно, что основатель буддизма в Бурятии – самый первый хамбо лама Заяев –  часто приходил к скале, медитировал здесь, – рассказывает монах местного дацана Жамсо Аранжапов. – Наверное, он и открыл это сакральное место. Тогда же, в XVIII веке, недалеко отсюда был построен первый дацан – из войлока. Позже здесь часто бывал хамбо лама Этигэлов. В 1912 году недалеко от скалы он нашёл личные вещи первого хамбо ламы Заяева и указал место для строительства нового храма "Балдан Брэйбун".

Новый дацан построили за несколько лет до Октябрьской революции. В 30-е годы его разрушили, а скала с мантрой осталась.

Сейчас священная скала закрыта стеклом.

– Дело в том, что верующие, когда приходят к священному месту, во время молебна брызгают на мантру молоком, – объясняет лама Жамсо. – Молочные продукты, попадая на поверхность камня, образуют плотную плёнку, которая закрывает буквы. И другие люди не могут их увидеть. Поэтому было принято решение поставить навес и закрыть мантру стеклом. Но дотронуться до камня можно: мы оставили небольшое окно, которое каждый желающий может открыть. Также здесь можно оставить подношения: деньги, сладости, пшено.

Село Мурочи, рядом с которым находится священная скала, расположено в двухстах километрах от Улан-Удэ и в шестидесяти – от районного центра Кяхта. Но почти каждый день сюда приезжают паломники и туристы.

– Таких святынь в мире всего две – в Непале и у нас, – говорит Жамсо Аранжапов. – К нам едут со всех уголков России и Монголии. Каждый год приезжают чехи, недавно были американцы.

Территорию вокруг священной скалы благоустроили и построили небольшой буддийский храм.

Территорию вокруг священной скалы благоустроили и построили небольшой буддийский храм.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Счастливый бурундук

Каждое утро на священных камнях скалы можно заметить бурундука. Он выбирает что-нибудь из подношений, устраивается на солнце и приступает к завтраку. Людей не боится: знает, что его не тронут.

 – Мы, буддисты, верим в перерождение. И неизвестно, кем был этот зверёк в своей прошлой жизни и кем он станет в будущем, – говорят местные жители. – Пусть этот бурундук будет счастливым в своей жизни.
   
По мнению верующих, конфеты и другие сладости здесь оставляют также для тех, кто голоден.

– Я, когда был пионером, рыбачил рядом, – рассказывает житель села Мурочи Баир Цыренпалов. – Всё время хотелось есть, а рядом со скалой всегда можно было найти много сладостей. Однажды я спросил у своей верующей бабушки, можно ли брать конфеты. "Можно, – отвечала бабушка. – Только сначала надо помолиться и спросить у скалы разрешения". Мы с друзьями молились, гладили камни, а потом брали конфеты и пряники,  пили чай. Получается, что она нас спасала от голода.

Каждое утро на священных камнях скалы можно заметить бурундука.

Каждое утро на священных камнях скалы можно заметить бурундука.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Спасение

Лама Баир Батомункуев родился и вырос в селе Мурочи.

– В детстве мы играли на развалинах снесённого дацана, вместе с верующей бабушкой ходили к скале с мантрой, – рассказывает Баир. – Я, как и все советские дети, был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Нас учили, что религия – это зло. Естественно, я не был верующим. Но когда собрался в армию, бабушка чуть ли не насильно повела меня по святым местам, в том числе к скале с мантрой "Ом мани падмэ хум". Заставляла молиться. Я без особого желания, но делал всё, что она говорила.

Служил я на Крайнем Севере. Однажды, нарушив инструкции, вышел в пургу один и заблудился. Меня занесло снегом, я не мог встать. Чувствую, как силы меня покидают. А умирать не хочется! Стал вспоминать свою деревню, близких. И вдруг вспомнил слова бабушки: "Если тебе будет очень тяжело, вспомни святые места". Я стал зрительно вспоминать скалу, мантру, начал её повторять. И вдруг почувствовал какой-то внутренний толчок! Сумел стряхнуть с себя сугроб, сжал зубы и пополз. И повторял мантру. В результате выбрался на дорогу и дошёл до своей части.

До армии я начинал учиться в электротехникуме. А когда вернулся, узнал, что как раз в Иволгинском дацане открылся Буддийский университет. Меня туда приняли. Получив религиозное образование, вернулся в дацан в своём селе, потому что понял: это моё призвание. И теперь, когда хожу к скале, всегда благодарю её за своё спасение.

Лама Баир Батомункуев.

Лама Баир Батомункуев.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Скала пережила советскую власть

Сейчас рядом с камнем построен небольшой дуган (буддийский храм).

– К этому месту с почтением относились и в советское время, – рассказал Metro местный житель, сотрудник администрации Баир Цыренпалов. – Пожилые люди приходили молиться, а неверующие обходили скалу стороной. В 70-е, когда я ещё в школе учился, в Кяхтинском районе активно шло строительство, многие скалы разрушали, камни  дробили и увозили. Хотели и эту скалу разрушить.

Так вот трактор, который к ней подъехал, неожиданно перевернулся. Скалу решили оставить в покое. Местные жители рассказывали, что в советское время было несколько попыток закрасить священные буквы. Но каждый раз  вандалов что-то останавливало.