Проект частного трамвая, который реализуется в Красногвардейском районе, должен быть полностью завершён к 1 сентября. Такую задачу поставил глава города Александр Беглов. «Чижик» называют будущим петербургского транспорта. Рассказываем – почему
Ежемесячно два трамвайных маршрута, на которых работают высокотехнологичные составы «Чижик», перевозят 1,5 млн пассажиров. В целом проект создания, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе – первый опыт государственно-частного партнёрства (или, если упрощать, частного трамвая) в сфере общественного транспорта в России. Более того, это первое с конца 90-х годов новое строительство полноценных трамвайных линий в Петербурге.
Рейсы на маршруте №8 (от метро «Ладожская» до Хасанской ул.) стартовали в марте 2018 года, №64 (пока от метро до Ириновского проспекта, будет до ж/д станции Ржевка) доступен с декабря. Их обслуживают 13 составов.
Преимущества «Чижика» – а это скорость, безопасность и комфорт – жители района уже оценили. Достаточно сухой статистики. Если в 2018 году в среднем в будни маршрутами пользовались порядка 34 тыс. человек, то в 2019 уже около 83 тыс. Но для новой сети и инновационных трамваев это только начало.
Завершат к осени
Создание и реконструкция трамвайной сети в Красногвардейском районе ещё на двух будущих маршрутах сегодня близятся к завершению. Речь как о строительно-монтажных работах, так и о сооружении депо для «Чижика». В Смольном уверены, что к сентябрю проект будет полностью завершён, а на линию выйдут 23 состава. Маршрут №63 пройдёт от метро «Ладожская» до ул. Передовиков, №59 – до ул. Потапова.
Скоростной трамвай должен существенно улучшить транспортную ситуацию в районе. Расчёты показывают, что на конец 2020 года трамвайная сеть «Чижик» будет перевозить в будний день более 103 тыс. пассажиров, в выходной – 65 тыс.
Почему «Чижик»
Экспертами современный трамвай признаётся наиболее перспективным видом городского общественного транспорта. Он сочетает в себе мобильность, бесшумность и отсутствие вреда для экологии. Трамвай не затрудняет движение, поскольку едет по выделенной линии. При создании первой частной линии в Петербурге учитывался, в частности, опыт Лондона, Берлина, Хельсинки, Парижа, Бергена.
– «Чижик» – это удобный и комфортный трамвай, в нём есть вся необходимая инфраструктура, Интернет, кондиционер, голосовое сообщение внутри, места для маломобильных групп населения, – рассказал действующий губернатор Александр Беглов во время инспекции строящегося депо для «Чижика». – В общем, хороший трамвай XXI века. Но самое важное – он скоростной: через 3–5 минут осуществляется подход следующего трамвая, на нём очень удобно добираться быстро, без всяких проблем.
Современной будет вся новая трамвайная сеть, не только «Чижик». Пути строятся на щебёночном основании и фибробетонной плите – особо прочном основании из волокон синтетики, металла, минералов и других материалов. Они меньше подвержены деформации, а значит, ремонтировать их нужно существенно реже.
Кроме того, инновационная система диспетчеризации и управления в депо обеспечивает эффективное движение трамваев и позволяет отслеживать в реальном времени дорожную обстановку на всём пути. На 4 маршрутах также будет установлено не менее 400 камер для обеспечения безопасности.
Что дальше
Передовая трамвайная линия «Чижика» будет способствовать повышению стандарта качества перевозок в городе в целом. И опыт первых линий Смольный планирует распространить на новые маршруты в других районах города. Часть из них уже в работе.
– Сейчас строится Фрунзенский диаметр с метродепо «Южное». Оттуда мы планируем – и уже приступили к проектированию – трамвайную линию до Колпино, – отметил действующий губернатор. – Второй маршрут: Купчино – Шушары – Славянка. Ещё мы рассматриваем возможность развития сети до Пушкина.
Что касается обновления подвижного состава в Северной столице, то до 2025 года городские власти планируют закупить 500 новых трамваев.
Скорость. Трамвайные пути идут по выделенному участку дороги. Специальная система диспетчеризации обеспечивает «зелёный» коридор, тем самым предоставляя приоритет в движении составу при проезде перекрёстков. «Умные трамваи» уступают по провозной способности только метрополитену, но опережают все остальные виды городского транспорта.