На выбор жителей XXI века целый колесный арсенал. Это и велосипед, и электросамокат, и скутер, и скейтборд, и сигвей, и ролики. Однако наибольшей популярностью у жителей Северной столицы пользуются первые два. Мы решили сравнить транспортных фаворитов петербуржцев и выяснить, что лучше с точки зрения здоровья, экологии и финансов.
Цена вопроса
Разброс цен велик в обоих сегментах. Самый бюджетный электросамокат в 2023 году обойдется в 12 тыс. рублей, самый дорогой – в 557 тыс. Разница в мощности батареи и максимальной скорости. Новый велосипед можно купить как за 21 тыс. рублей, так и за 779 тыс. – это горный, с дисковыми тормозами и семью режимами скоростей.
Помимо покупки железный конь требует ежегодного обслуживания. Среди велосипедов самый нетребовательный вариант – велосипед с одной передачей, говорит директор объединения “Петербургское велосообщество” Павел Хусу.
А вот владельцам горных велосипедов снова придется потратиться. В перечне работ: проверка тормозов, цепи и спиц, смазка втулки в колесах.
Впрочем, сэкономить не получится и с электросамокатом. Упрощенный вариант техобслуживания с настройкой тормозов, протяжкой силовых соединений, установкой давления шин, настройкой фары в среднем будет стоить от 600 до 2500 рублей. Расширенный пакет, в который входит в том числе смазка тормозных тросов и амортизаторов, – от 1500 до 7500 рублей. Еще большими растратами грозит использование арендованных электросамокатов.
Польза для здоровья
Покатушки на велосипеде, по словам медиков, укрепляют сердечно-сосудистую систему и прокачивают дыхательную: при регулярных поездках у курящих гонщиков легкие очищаются от токсинов. Крутить педали полезно и для мышц. Укрепляются не только икры, бедра, ягодицы, но и спина, пресс, шея, руки. В процессе поездок велосипедист вынужден постоянно следить за дорогой. Это, в свою очередь, положительно сказывается на зрении.
С электросамокатом ситуация неоднозначная. С одной стороны, этот вид мобильного транспорта тренирует внимание и вестибулярный аппарат, с другой – вызывает застой крови в ногах.
Кроме того, перед выходом из дома и велосипедисту, и электросамокатчику важно оценить погоду.
“Следует помнить о высокой травмоопасности велосипедов и самокатов”, – говорит эксперт.
Влияние на экологию
По сравнению с автомобилем и велосипед, и электросамокат более экологичны.
Теперь рассмотрим каждое транспортное средство по отдельности. Начнем с электросамокатов. Тут загвоздка кроется в литий-ионных батареях. Их производство может оказывать серьезное влияние на экологию.
Непреодолимые сложности есть пока и с переработкой аккумуляторов.
Если же брать обычный велосипед, то он менее затратен в производстве и подлежит утилизации на 99%. Более того, не обязательно выбрасывать своего железного коня: его можно подарить или продать.
Добавим, что в Петербурге активно развивается велоинфраструктура. В городе на Неве уже обустроено 42 дорожки, протяженностью 143,7 км, а планы расписаны на несколько лет вперед. Так, в 2023 году выделенные полосы для велотранспорта появятся между проспектами Косыгина и Заневского, а также от улицы Коллонтай до Дальневосточного проспекта. В 2024-м откроют три маршрута в Приморском районе: от Яхтенной улицы до Савушкина, от Комендантского проспекта до Шуваловского, и она участке улиц Глухарская, Планерная, Яхтенная.