Фотографии участников ансамбля, созданного из детей блокадного города, их личные вещи и фронтовые афиши сейчас хранятся в народном музее "А музы не молчали...".

Создателем танцевального коллектива стал балетмейстер Аркадий Обрант. До войны он работал в Ленинградском дворце пионеров.

– В 1941-м году Аркадий Ефимович ушёл в ополчение, – рассказывает руководитель музея Виктория Крылова. – Служил в 55-й армии, которая располагалась в посёлке Рыбацкое (сейчас это часть города. – Прим. ред.). Обрант получает задание создать агитбригаду для поднятия боевого духа бойцов. Он принимает решение отправиться в блокадный Ленинград, чтобы найти своих учеников из Дворца пионеров. Разыскивает пятерых. Среди них – Валя Сулейкина. К тому моменту она уже не ходила, у неё была тяжёлая форма дистрофии. В Рыбацкое её везли на санках. По дороге они сломались, Валю пересадили на картонку, на ней и доставили в военную часть. Остальные ребята-танцоры, которых нашел Обрант,  в разговоре сильно растягивали слова – это тоже один из признаков дистрофии.

Танцевали босиком и в темноте

От предложения создать фронтовой ансамбль никто из юных танцоров не отказался. В военной части в течение двух недель всех усиленно кормили. И через две недели ребята давали пробный концерт перед медперсоналом госпиталя.

Позже Аркадий Обрант вспоминал, что танцевали дети с большим трудом. Медсёстры плакали.

После первого выступления всех участников коллектива отправили в госпиталь на месяц – подлечиться. А потом началась военная служба.

В репертуар ансамбля входили военные и народные номера: "Краснофлотский танец", "Яблочко", "Варшавянка", "Казачья пляска", "Танец татарских мальчиков" и другие. Своеобразным символом коллектива стала "Тачанка" – танцевальный номер на музыку Константина Листова.

– За время войны они дали более 3000 концертов на линии боевого соприкосновения, – продолжает Виктория. – Иногда танцевали без музыки и света. Случалось, что босиком – чтобы не создавать лишнего шума.  Если начинались боевые действия, они наравне с военными помогали вытаскивать раненых с поля боя.

После войны были награждены большим количеством наград, в том числе медалями "За оборону Ленинграда".

– Получается, что Аркадий Обрант спас этих детей, – говорит Виктория Крылова. – Оставшись в блокадном Ленинграде, они умерли бы от голода. А фронтовой ансамбль стал шансом пережить войну.
Валя Сулейкина во время войны получила тяжёлое ранение.

Валя Сулейкина во время войны получила тяжёлое ранение.

 

 

Балерина политотдела

Валя Сулейкина во время одного из фронтовых выступлений получила серьёзное ранение. Год провела в госпитале. Танцевать она уже не могла. Валентина стала костюмером коллектива, хранителем реликвий. Именно она спустя два десятилетия после окончания войны передала в музей "А музы не молчали..." костюмы, пионерские галстуки, протокол собрания, где ребята постановили "никогда больше не говорить о еде".

Обложка книги Юрия Яковлева "Балерина политотдела".

Обложка книги Юрия Яковлева "Балерина политотдела".

 

 

Спустя время Валентина познакомилась с писателем  Юрием Яковлевым. Он вдохновился её рассказом и по мотивам блокадной истории написал повесть "Балерина политотдела". Эта книга также хранится в народном музее.

Кадр из фильма "Мы смерти смотрели в лицо".

Кадр из фильма "Мы смерти смотрели в лицо".

 

 

"Мы смерти смотрели в лицо"

В 198о году на киностудии "Ленфильм" режиссёром Наумом Бирманом был снят фильм "Мы смерти смотрели в лицо". Сценаристом стал автор книги "Балерина политотдела" Юрий Яковлев. Главную роль – балетмейстера – сыграл Олег Даль. Перед съёмками он беседовал с друзьями Обранта, просил как можно больше рассказать о нём. И, как вспоминали друзья балетмейстера и педагога, Далю удалось очень точно сыграть своего героя.