В Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина открылась выставка художника Шафика Ашти  "Мир, в котором мы живём". Она приурочена к 80-летию дипломатических отношений между Россией и Сирией. Шафик в своих работах рассказал о том, что его волнует – о ситуации в родной стране, о боли и тревогах, которые переживает его народ. Вдохновляла автора и помогала ему в составлении выставки русская жена Влада.

– Сорок лет назад мы познакомились в этих стенах. И теперь снова вернулись сюда, – говорит Влада.
Супруги на персональной выставке Шафика Ашти в Академии художеств имени Ильи Репина.

Супруги на персональной выставке Шафика Ашти в Академии художеств имени Ильи Репина.

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

Полюбил русскую зиму

В 1984 году Влада училась в выпускном классе школы при Академии художеств. Шафик закончил Дамасский университет и приехал в СССР учиться в аспирантуре. Они познакомились на новогоднем вечере. А через четыре года, когда Влада училась на третьем курсе архитектурного факультета, поженились. Шафик до сих пор с теплом вспоминает студенческие годы.

– Я приехал в Ленинград, не зная ни одного слова по-русски, – рассказывает он. –Два года стажировался, учил язык, потом стал аспирантом. А ещё занимался спортом. Я жил в общежитии академии. Бегал через мост Лейтенанта Шмидта (сейчас Благовещенский. – Прим. ред.), по набережной, потом по Дворцовому мосту. Четыре километра преодолевал за 12 минут! Мне очень нравилась зима, снег. И самое главное, я здесь встретил свою любовь.

После защиты диссертации Шафик вернулся в Сирию. Владе ещё нужно было доучиться. Они не знали, где и как будут жить дальше.

– Шафик говорил мне: "После Петербурга, где столько искусства, музыки и красоты, ты не сможешь жить в Сирии", – вспоминает Влада. – Но он ошибался.
Конец 1980-х. Влада и Шафик. Предоставлено героями публикации.

Конец 1980-х. Влада и Шафик. Предоставлено героями публикации.

 

 

В каждом сантиметре Сирии – Рим

Шафик прислал приглашение своей русской жене и она оказалась в Сирии.

– Я влюбилась в эту страну сразу, – говорит Влада. – В Петербурге мы идём в Эрмитаж, чтобы увидеть Рим. А там он в каждом сантиметре!  Куда не пойдёшь, взгляд падает на римские памятники. Это было прекрасно.

Влада рассказывает, что практически не учила арабский язык, только полтора месяца посещала курсы, чтобы понимать хотя бы надписи на зданиях – отличать аптеку от магазина.

– Сначала я преподавала в школе в русском посольстве, параллельно сама учила арабский, и в результате стала работать в высшей школе.

В Сирии у Шафика и Влады родились сын Шади и дочь Лора. Дети росли двуязычными. Часто семья приезжала в Россию.

– Мы жили на две страны, – говорит Влада. – Говорили на двух языках, я готовила и русские, и сирийские блюда. Но работали в Сирии. Это очень толерантная, открытая страна. Невероятно доброжелательные люди. И если бы не война, наверное, мы бы по-прежнему приезжали в Петербург только в гости. Но здесь сейчас учится в аспирантуре наш сын. Здесь его семья: жена Лея и сын Адам.
Шафик и Влада с семьёй сына. Предоставлено героями публикации.

Шафик и Влада с семьёй сына. Предоставлено героями публикации.

 

 

Влада с дочерью Лорой.

Влада с дочерью Лорой.

 

 

Мы дома

Шафик и Влада признаются, что скучают по Сирии, но в Северной столице оба чувствуют себя дома.

– Рядом наши родные и друзья, в том числе и у Шафика, ведь в Петербурге есть общество граждан сирийского происхождения. Мы все общаемся.

Шафик Ашти мечтает написать картину или серию работ, в которых не будет боли и страдания.

– Это будет холмик, на нём домик, рядом – родители, дети, кошка и собака, – перечисляет художник. – И все они будут счастливо жить в мире, потому что это самое главное.