C 8 по 14 ноября Петербург вновь станет столицей мирового балета: в городе на Неве пройдет XX юбилейный сезон Международного фестиваля Dance Open. Metro поговорило с основателем и продюсером фестиваля Екатериной Галановой о том, что увидят петербуржцы в этом году.
Кто приедет в Петербург в этом юбилейном сезоне?
– Мы попытались привезти лучшее, что возможно в этот непростой период времени. И мне кажется, нам это удалось. Ждём нидерландскую труппу Introdans, которая работает в стиле неоклассики и контемпорари и считается одной из самых известных и успешных компаний современного танца в мире. Бренду в этом году исполняется 50 лет, поэтому программа называется "Золотой сезон". Им – 50, нам – 20, они отмечают свой юбилей у нас, и мне кажется, это прекрасно.
Introdans приезжает с программой, в которую вошли три постановки хореографов с мировым именем. Один из них – Александр Экман, очень радикальный, современный, эпатажный, с отличным чувством юмора. За ним гоняются практически все театры мира, он очень востребован, и очередь на его постановки расписана на много лет вперед. Introdans выступит с его хореографической историей под названием "Прихоть". Также привозим премьерный в России спектакль "Прогулка" Роберта Баттла, художественного руководителя Американского театра танца Элвина Эйли. Это уже другая история – и по стилю, и по философии. В программу входит каноническая постановка Акрама Хана Kaash. Она идет в лучших театрах мира, и, кстати, это одно из самых моих любимых произведений. То, что Introdans виртуозно исполняет всю эту хореографию – такую разную по пластике, энергетике, посылу, – это действительно невероятно. Благодаря мастерству труппы и её необыкновенным возможностям мы получаем шанс за один вечер приобщиться, даже прикоснуться к очень разным мировоззрениям и культурам.
Кто будет ещё?
– Мы привозим Национальный балет Испании с программой "Обращения". В ней четыре спектакля от главных хореографов столетия: Марио Майя, Антонио Нахарро, Рубена Ольмо. Все балеты – премьерные в России, и, конечно, все посвящены испанскому национальному танцу. Ведь фламенко – это то, что лежит в основе. Да, труппа много экспериментирует, и в соединении с современным танцем, с джазом, с самыми разными направлениями их фламенко выглядит очень современно и свежо. Сейчас у Национального балета Испании прекрасный директор и худрук – Рубен Ольмо, и труппа, которая и без того была потрясающей и энергетически очень наполненной, засверкала новыми гранями.
Всё это звучит очень многообещающе.
– Да, мы попытались максимально разнообразить программу, сделать её яркой, концентрированной и очень сочной, многослойной – по настроениям, направлениям и стилям. С пандемией возможностей куда-то выезжать у многих зрителей стало ещё меньше, и мы бы очень хотели, чтобы от фестивальной программы у них осталось много эмоций и ощущение, что посмотреть удалось действительно много.
Кто примет участие в кульминации фестиваля – гала-концерте?
– В гала, как всегда, выступят ведущие солисты лучших трупп мира. Но в этом году мы решили в двухчасовой концерт вместить невместимое: мы привозим довольно много массовых номеров. Нам 20 лет, и очень много балетных компаний захотели участвовать в нашем юбилее, поэтому кроме солистов зрители увидят Introdans, Английский национальный балет, труппу Антонио Нахарро, Танцевальную труппу Франкфурта – Дрездена... Но пока сохраним интригу.
Вы не впервые будете работать на не приспособленных для балета площадках. Как они себя показали в прошлом году?
– Мы бесконечно благодарны руководству театров, с которыми работали в 2020 году и которые приютили нас снова. Конечно, у балета своя специфика: мы привозим довольно много техники, очень много вкладываем сил и времени в оснащение площадок. Но я бы сказала так: в результате совместного серьёзного сотрудничества с театрами никаких проблем не испытываем.
Балетная атмосфера не пострадает?
– Уверена, всё дело в энергетическом заряде. Если это действительно здорово и номера исполнены талантливо и технически на высоком уровне, а солисты танцуют так, что берёт за душу, то можно и в чистом поле посмотреть.
Как вы считаете, почему петербуржцам так полюбились испанцы? В прошлом году они произвели настоящий фурор.
– Здесь нет никакого секрета. В нашей балетной школе традиционно характерный танец всегда был очень сильным: таковы специфика, история, культурный код нашей страны. Во многом благодаря уникальным балетным коллективам – ансамблям песни и пляски – народный танец получил необыкновенное развитие. Так вот одна из немногих стран, где, на мой взгляд, ещё можно восхититься красотой исполнения характерного танца, это Испания. Школа фламенко – её гордость. И это очень созвучно и понятно русскому человеку: и у нас, и у них народный танец популярен и любим. А Национальный балет Испании – сильнейшая труппа и исполняет фламенко так, что смотреть спокойно просто невозможно. Они буквально сносят энергетикой: потрясающая скорость, техника, необыкновенный артистизм. У меня не было сомнений, что это будет востребовано нашим зрителем.
А билеты на спектакли ещё остались в продаже?
– Не на все и очень мало. Но тем, кто не успел купить, я советую время от времени проверять сайт danceopen.com, потому что, к сожалению, люди заболевают и периодически сдают билеты.