Metro начинает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой актёров, мы проникаем за кулисы и смотрим, как здесь всё устроено. Сегодня мы отправились в Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, который отмечает 100-летие. Нашим гидом стала актриса Полина Толстун
Родилась в 1985 году в Ленинграде.
Замужем. В БДТ им. Г.А. Товстоногова занята во многих спектаклях, среди них "Дядюшкин сон", "Три сестры", "Слава", театральный сериал "Три толстяка".
Свои первые роли в БДТ – Берту в спектакле "Отец" и Оливию в спектакле "Двенадцатая ночь, или Как пожелаете" – Полина сыграла, ещё будучи студенткой Санкт-Петербургской академии театрального искусства. А с 2007 года актриса состоит в штате театра и почти каждый день заходит сюда через служебный вход.
Полина давно не путается в лабиринте лестниц, коридоров и закоулков одного из самых известных театров страны. Знает почти каждого, кто здесь работает. Исследованы все потайные двери, мастерские, гримёрки.
– В 2014 году в Большом драматическом театре прошла масштабная реконструкция, – рассказывает Полина. – Удалось сохранить исторический облик здания, но при этом сделать театр технически современным. За последние пять лет здесь было поставлено много прекрасных спектаклей.
БДТ отвечает актрисе взаимностью: Полина Толстун активно занята в репертуаре и репетирует в спектаклях, которые только готовятся к постановке.
Расписание начинается с субботы
Подходим к расписанию спектаклей.
– Каждую субботу после обеда здесь появляется расписание на предстоящую неделю, – объясняет Полина. – Как правило, в понедельник у артистов выходной, и за день до него мы узнаём наши планы: какие спектакли пройдут на сцене, какой состав в них занят. Ведь в некоторых постановках по несколько составов. Здесь же вывешивается информация, когда начнутся репетиции нового спектакля, а также о распределении ролей. Сюда подходят прочитать важные объявления, свежую прессу, поздравления.
За расписанием спектаклей строго следит Георгий Товстоногов – его портрет находится на противоположной стене холла. Отсюда актёры расходятся по своим гримёркам.
– Моё самое любимое место в театре, конечно, сцена, – говорит Полина. – Но есть и ещё несколько укромных уголков. Например, после капитального ремонта появился пролёт лестницы, который ведёт в никуда, просто упирается в стену. Это гениально. Или есть пролёт, откуда две лестницы спускаются... вниз. Когда люди впервые попадают за кулисы, удивляются: "Разве так бывает?" Обожаю подниматься на колосники – это верхняя часть над сценой. Отсюда хорошо просматриваются декорации и весь зрительный зал. Люблю здесь бывать.
Главное, чтобы костюмчик сидел
В день, когда актриса занята в спектакле, она приходит в театр за несколько часов.
– Захожу в свою гримёрку, оставляю вещи. Иногда перед спектаклем проходит распевка или небольшая репетиция, потом мы идём на грим. В гримёрке нас уже ждут костюмы и обувь. Всё остальное время они хранятся в костюмерной.
Закулисная часть БДТ делится на мужскую и женскую. Проходим с Полиной по "женскому" коридору.
– Здесь много гримёрок, – поясняет Полина. – За этими дверями готовятся к выходу на сцену народные артистки России Светлана Крючкова и Нина Усатова, а здесь – народная артистка СССР, чудесная Алиса Бруновна Фрейндлих.
Подходим к костюмерной. На одной напольной вешалке развешаны костюмы к одному спектаклю.
– Здесь у нас "Дядюшкин сон", – Полина перебирает платья. – Вот платье Алисы Бруновны Фрейндлих, костюмы Марии Кирилловны Лавровой, Елены Кимовны Поповой, а вот это светлое – моё. На соседней вешалке – костюмы к спектаклю Константина Богомолова "Слава". Они все в стиле 30-х; мне кажется, похожее было у моей мамы. Большинство из них покупали в магазине и перешивали.
Переходим в другую часть костюмерной.
– А здесь – "Три толстяка". – (Полина Толстун играет в этом спектакле космическую разведчицу отряда "Мотыльки знаний"). – Видите, по задумке автора спектакля, на многих костюмах – нашивки с именами персонажей. Вот Кукла наследника Тутти, вот Гаспар. У всех нашивки на платье белого цвета, а у Суок розовая. Знаете – почему? Оле Ваньковой, которая играет Суок, перед каждым спектаклем красят волосы красным спреем. И всё, чего касаются волосы, тоже окрашивается.
В гримёрной
Заглядываем в гримёрный цех. Здесь идёт подготовка к спектаклю "Человек". Актрисам накладывают грим и надевают парики.
– Парики хранятся в шкафу, у каждого – своя подставка, – объясняет Полина. – Здесь собраны парики для разных спектаклей. Например, вот в этом, белом, на сцену выходит Светлана Крючкова.
В спектакле "Человек" "занята" белая лошадь. Своего выхода она ждет в специальной повозке во внутреннем дворе театра.
Счастливое число
Мы проходим в пустой зрительный зал. На сцене монтируют декорации.
– Когда я была студенткой, смотрела все спектакли с высоты третьего яруса, – рассказывает Полина. – Сейчас если прихожу в театр как зритель, то люблю сидеть в самой близкой к сцене ложе, отсюда весь спектакль – как на ладони. Если сижу в первом ряду партера, то иногда возникает ощущение, будто актёры играют только для тебя!
Полина проходит в зал и показывает на кресло под номером 100.
– Для театра этот год – юбилейный, БДТ отмечает своё столетие. Поэтому и место под номером 100 – волшебное. Зритель, который покупает билет на первый спектакль месяца под этим номером, получает в подарок футболку из специальной серии, выпущенной к 100-летию театра.
Расписной потолок
Мы проходим в знаменитую гримёрку №9 , которую когда-то занимали Олег Басилашвили, Анатолий Гаричев и Сергей Юрский. Потолочные своды "украшены" автографами легендарных актёров театра и кино.
– Я как раз сейчас читаю книгу Олега Валерьяновича Басилашвили, где он рассказывает, как появилась эта традиция, – говорит Полина. – Первыми расписались Басилашвили и Юрский. Теперь здесь нет ни сантиметра свободного места. Сейчас эту гримёрку занимают две народные артистки России – Ируте Венгалите и Елена Попова, Олег Валерьянович переехал в другую.
• Первым художественным руководителем БДТ стал поэт Александр Блок. Он читал зрителям лекции перед спектаклями, рассказывал об авторах пьес, историческом контексте сюжета.