Metro продолжает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой актёров, мы проникаем за кулисы и смотрим, как здесь всё устроено. Сегодня мы отправились в театр "Зазеркалье". Нашим гидом стал Сергей Алёшин
Еще по теме:
Как устроен театр "Балтийский дом"
В лабиринтах БДТ можно потеряться
Театр им. Комиссаржевской начинается с гримёрки и саксофона
Театр "Кукольный формат"
Экскурсия по закулисью: Театр "Мастерская" отмечает день рождения
Сергею Алёшину 34 года. По первому образованию – математик, по второму – актёр. Ещё будучи студентом, поступил в детский музыкальный театр "Зазеркалье". Занят как в детских, так и во взрослых спектаклях. Снимается в кино.
Нотная грамота
В театре – пять этажей, множество лестниц, несколько зрительных залов, учебных классов. Отовсюду слышны музыка и пение – актёры репетируют, ведь в "Зазеркалье" ставят оперы. В основном сюда приходят актёры с консерваторским образованием.
– В школе я пел в хоре, потом занимался эстрадным вокалом, – рассказывает Сергей. – Получая первое – математическое – образование, оказался в театральной студии при СПбГУ, той самой, из которой вышли Иван Краско, Борис Смолкин, Сергей Юрский и многие другие знаменитости. Когда я уже несколько лет работал по специальности, случайно узнал, что моя знакомая поступила в театральный вуз на курс к Ивану Ивановичу Краско. Решил тоже рискнуть! Уже на третьем курсе мне предложили работать в "Зазеркалье". Чувствовал себя первое время неуверенно: все поют, считывают мелодию с листа, а я ничего не понимаю! Пришлось учиться. Я и сейчас занимаюсь. Чувствую себя увереннее, голос мой крепнет. Пою и в детских, и во взрослых спектаклях. У меня лирический баритон.
Я злой и страшный Серый Волк!
Мы с Сергеем проходим в Белый зал – пространство, где в основном проходят детские спектакли. Актёр садится на велосипед, "припаркованный" у стены, и катается вдоль рядов.
– Это мой реквизит из спектакля "Теремок", где я играю Волка, – объясняет Сергей. – А в Белый зал я прихожу не только когда у меня спектакль. Это не главная сцена, но и не аудитория. Здесь камерная обстановка и удивительная акустика. Когда в Белом зале никто не репетирует и не играет, проверяю, как звучит мой голос. Представляю, что передо мной в креслах сидят зрители, и пою для них.
Непосвящённому зрителю кажется, что театр маленький. Но сами актёры так не считают. Например, у Сергея есть тайное место на четвёртом этаже: подоконник с видом во внутренний двор театра.
– Даже когда в театре ажиотаж, здесь меня не будет никто дёргать и распеваться в ухо, – говорит артист. – На любимом подоконнике я могу спокойно посидеть и собраться с мыслями перед спектаклем.
Музыкальный олимп
Мы поднимаемся на пятый этаж в мансарду, здесь "живёт" оркестр театра.
– Иногда к их великому неудовольствию мы, артисты, здесь репетируем. Благодаря скошенным окнам в этом пространстве удивительный свет, – говорит Сергей и подходит к контрабасу.
Инструментом артист не владеет, но периодически появляется с ним на сцене театра.
– У нас есть музыкальный спектакль "Каштанка", он был поставлен под коллектив "Терем-квартет". Потом музыканты ушли из этого проекта, а у нас осталась фонограмма. И вместо профессионалов на сцене работаем мы – обычные артисты. Мне досталась роль контрабасиста.
С музыкального олимпа мы спускаемся в зрительный зал основной сцены. Заходим в ложу.
– Считается, что здесь лучшие места, – говорит Сергей. – Но я люблю смотреть спектакли из первого ряда амфитеатра, естественно, если есть свободные кресла. Но чаще, когда у нас аншлаг, приходится сидеть на откидных стульях.
Почему у тебя такие большие уши?
Заходим в костюмерный цех.
Сергей перебирает костюмы к разным спектаклям. Достаёт клетчатую "двойку".
– В этом костюме я играю инженера Скотта в спектакле "Белый клык", – поясняет Сергей. – Рядом с ним висит костюм волка, которого я спасаю.
Закройщики и портные готовят костюмы к предстоящей премьере. 30 ноября здесь впервые покажут оперу "Алиса в Зазеркалье". Сергей примеряет смешную шляпу с помпонами.
– Я играю Тарарама, который вместе с Тилибомом постоянно сопровождает Алису на протяжении всего спектакля, – говорит Сергей. – У меня шикарный костюм и смешная шапка. Закройщики к нам прислушались и сделали прорези для ушей. Мы ведь работаем под оркестр. Иногда из-за плотного головного убора плохо слышно музыку. Но теперь мы спасены: чтобы лучше слышать, уши можно выправить из шапочки.
Перевоплощение
В реквизиторском цехе Сергей показывает самые любимые предметы: игрушечную козу, горшочек с колокольчиками, отрубленную голову и топор.
– Бывает, что с утра я играю мотылька в "Дюймовочке", а вечером – палача в "Царской невесте", – рассказывает Сергей. – Главное – быстро переключиться и перестроиться. И в этом нам помогают сотрудники разных цехов.
Перед тем как попрощаться, мы спускаемся в оркестровую яму. Пока музыкантов нет, Сергей садится за пианино.
– Это мой любимый инструмент, – говорит артист. – Я учился на нём играть в раннем детстве, потом бросил. А в подростковом возрасте приятно удивил родителей: снова начал играть. Вот и сейчас, когда надо сосредоточиться, собраться с мыслями, сажусь за пианино и играю классику. Но в оркестровой яме главные – дирижёр и музыканты оркестра. Мы, артисты, сюда спускаемся только по производственной необходимости: если во время спектакля должны появиться "из-под земли".