Metro продолжает цикл экскурсий по петербургским театрам. Заручившись поддержкой молодых актёров, мы проникаем за кулисы и смотрим, как здесь всё устроено. Сегодня мы отправились в театр «Кукольный формат». Нашим гидом стал Кирилл Смирнов

Еще по теме:
Как устроен театр "Балтийский дом"
В лабиринтах БДТ можно потеряться
Театр им. Комиссаржевской начинается с гримёрки и саксофона

В театре «Кукольный формат» готовятся к спектаклю «Всадник Cuprum». За кулисами режиссёр Анна Викторова и Кирилл греют в специальной ванне воду. Через какое-то время здесь будет разворачиваться действие. Ванна с подогретой водой превратится сначала в Балтийское море, потом в болото, затем станет городом.
Кирилл пробует воду – верхний слой уже нагрелся. Над ванной поднимается пар – в спектакле он станет утренним туманом.
«Всадник Cuprum» – это историческая фантазия о рождении города Петербурга.

– В этом спектакле заняты пятеро актёров, – поясняет Кирилл Смирнов. – Я отвечаю за Александра Сергеевича Пушкина и императора Петра Первого. Главное – договориться с ними на берегу, относиться к ним с почтением. Иначе куклы обидятся и специально запутаются в нитках или забудут текст.

Кукол дёргают за нитки
– Это в драматическом театре актёр приходит за час до спектакля, – говорит Кирилл Смирнов. – Возле гримёрки его ждёт выглаженный костюм, ему накладывают грим, он повторяет текст. В кукольном мире всё теснее, все ближе друг к другу. Накануне спектакля все вместе готовим сцену, монтируем. На следующий день нужно прийти часа за два, ещё раз проверить дееспособность кукол, устроить прогон, если давно не играли.

– Театр у нас маленький, переодеваемся мы все в одном помещении, – продолжает Кирилл. – Иногда накладываем грим. Мне он бывает нужен только в спектакле «Храбрый мальчик и великан». В остальных – тёмный костюм. Часто во время действия актёр должен стать невидимым. Например, во «Всаднике» у меня не просто чёрный костюм и головной убор, но и тёмные перчатки, лицо закрыто. Когда начинается туман и при определённом свете меня вообще не видно, у зрителя возникает ощущение, будто куклы двигаются сами по себе. Это высший пилотаж. Я не комплексую из-за того, что кукольник, что зритель иногда меня не замечает. На мне большая ответственность: я должен чувствовать куклу, декорации. Это мои скрипки, которые я настраиваю перед выступлением.

Часто во время действия актёр должен стать невидимым.

Часто во время действия актёр должен стать невидимым.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

В мастерской
Кукол для спектаклей делают художники. Но в создании образа участвуют и актёры.
– Нас мало, и работа найдётся всем, – говорит Кирилл. – Рабочий цех у нас крошечный, поэтому, когда готовимся к новому спектаклю, мастерской становится фойе. Каждый делает то, что умеет: кто-то шьёт, кто-то пилит или сверлит.
Столы превращают в верстаки. Днём все делают кукол, а вечером репетируют.
– Для спектакля «Пиратские истории» я пытался сам вырезать персонажей, – говорит актёр. – Тут нужны опыт, сноровка. Я понял, что это не моё, и решил: лучше буду заниматься другим. Но иногда мне доверяют мелкий ремонт – например, подвязать леску. Так что кукол, с которыми я работаю, знаю практически с рождения. Вижу их и в приподнятом настроении, и уставшими. Но люблю любыми.

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Свободное время
В «Кукольном формате» не только актёры – многостаночники. Некоторые куклы участвуют в нескольких спектаклях. Например, Алёна Ивановна из «Раскольникова» в спектакле «Птифуры» играет старую слабую бабушку.
В коллекции театра – два Пушкина, два Петра Первых, два Достоевских. Все марионетки в свободное от работы время живут в фойе. И зрители, которые приходят на спектакли, могут внимательно их рассмотреть. Поэтому все маленькие актёры просто обязаны выглядеть безупречно.

Маска, я тебя знаю
У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

В этом году «Золотая маска» досталась спектаклю «Птифуры», составленному из скетчей про стариков и старушек. У этой работы три автора – Фрежиссёр Анна Викторова, актёры Кирилл Смирнов и Катя Ионас.
– Одна из кукол похожа на мою бабушку, она тоже любит есть мороженое с... булкой, – говорит Кирилл. – Когда я вместе с куклами выхожу к зрителям, всегда вспоминаю свою бабулю.

Награды хранятся в театре на почётном месте – в шкафу рядом со столом, где актёры и зрители пьют чай, а иногда работают над новыми спектаклями. «Маски» за всеми присматривают и напоминают тем, кто причастен к театру «КукФо», что впереди ещё много побед.

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

У театра «Кукольный формат» – пять национальных театральных премий «Золотая маска» и семь высших театральных премий Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Свой дом нашли через 10 лет
«Кукольный формат» – авторский театр, созданный в 2003 году режиссёром и художником Анной Викторовой.
Долгое время спектакли театра можно было увидеть на разных площадках (это и Музей Достоевского, и Малая сцена Театра Европы, ЦПКиО на Елагином острове и многие другие).
В 2013 году у «Кукольного формата» появилось своё помещение на Пушкинской улице рядом с памятником Александру Сергеевичу.
Продюсером театра является знаменитый режиссёр Тимур Бекмамбетов.