По прибытии в Петербург главная ревизорро страны направилась в Пушкин. Там полным ходом идёт реставрация усадьбы Кокорева. Двухэтажное здание является памятником архитектуры. За его восстановление взялся частный инвестор.
– Особняк принадлежал семье Василия Кокорева. Это промышленник с большой буквы, который написал трактат о развитии экономики в России. Он также одним из первых выступил за отмену крепостного права, – рассказывает гостье Дмитрий Павлов.
Брошенный на произвол
Впрочем, заслуги и авторитет первого владельца не защитили здание от разрушения. После смерти в 1908 году старшего сына Кокорева, Александра Васильевича, особняк "пошёл по рукам". В Первую мировую войну здесь организовали госпиталь для раненых, во второй половине XX века он перешёл к Аграрному институту. Позже из-за ненадобности сооружение опустело. Долгое время памятник архитектуры не видел ремонта и ветшал под влиянием снега и дождей, пока в 2008 году власти не выставили его на торги. Инвестору усадьба досталась в аварийном состоянии. По стенам здания уже пошли трещины, перекрытия прогнили, система отопления была разморожена.
Вклад для романтиков
Елена Летучая и Дмитрий Павлов проверили ход восстановления и обсудили подводные камни вложений в реставрацию. Как оказалось, за подобные проекты бизнес берётся весьма неохотно.
– Как заметно разрушается город. В чём главная причина? – недоумевает Елена Летучая. – Я понимаю, у местных властей денег недостаточно для того, чтобы все эти памятники сохранить. Но часто и инвесторы мало этим занимаются.
Дмитрий Павлов поясняет: помимо колоссальных финансовых вложений, останавливает инвесторов и сложная система согласования с КГИОП.
– Проект реставрации особняка согласовывали пять лет, – объясняет Дмитрий. – Восстановление памятников архитектуры обходится гораздо дороже, чем строительство чего-то нового. Столько ресурсов, сил и энергии! Экономики в таких реконструкциях практически нет, одна романтика.
Забытый вокзал
И далеко не каждый способен потянуть бремя реставрации. Порой навалившиеся финансовые и бюрократические заботы оказываются непосильными, и инвестор идёт на попятную. Яркий пример – Императорский вокзал в том же Пушкине.
– Несколько лет назад он был реализован на торгах Фонда имущества. По итогам был выбран победитель, но он не смог осуществить реконструкцию и даже согласование не прошёл. В итоге просто бросил объект. Городские службы обратно изъяли здание, – поясняет Павлов.
Эта станция была построена специально для Николая II. Дорога соединяла Царское Село и Петербург. Сейчас от былого величия не осталось и следа. В здании выбиты окна, кирпичная кладка рушится, внутри всё разрисовано граффити.
– Больно смотреть на такое здание, – с сожалением отмечает Елена Летучая.
Архитектурный "балласт"
Исторических памятников, нуждающихся в ремонте, в Северной столице с избытком. Зачастую они десятилетиями ждут своего инвестора. Привлечь бизнес к сохранению культурного и архитектурного наследия помогло бы введение дополнительных льгот и налоговых послаблений. Кроме того, на состоянии архитектурных объектов положительно сказалось бы увеличение городского бюджета. Сегодня у города попросту не хватает денег на реставрацию. Поэтому большая часть налогов должна оставаться в регионе, уверены в партии "Новые люди".
– Наш город сравнивают с Венецией, но Венеция не переживала революцию и блокаду. Очень важно сохранить большую часть собираемых налогов в Петербурге, чтобы мы не ждали помощи от Москвы, когда речь идёт о спасении исторических памятников, – считает Дмитрий Павлов.
"Налог" путешественника
Пополнить городской бюджет мог бы и туристический сбор.
– Тысячи людей со всего мира приезжают в Петербург, чтобы насладиться великолепием его архитектурных ансамблей. Сбор может составить всего 100 рублей в день с россиян и 5$ с иностранцев, – считает лидер партии в Петербурге Дмитрий Павлов. – Эти средства можно было бы направить на ремонт давно потерявших лоск фасадов.
Сохранить историческое наследие возможно только всеобщими усилиями. Тут важно позволить каждому участнику эффективно выполнять свою роль. Инвестор должен иметь возможность беспрепятственно вкладывать средства, а чиновники – создавать для этого благоприятные условия.
– Санкт-Петербург – это одна большая любовь, – говорит Елена Летучая. – Я как журналист буду делать всё возможное, чтобы как можно больше людей знало о существующей проблеме. Такая жемчужина должна реставрироваться и быть красивой не только для нас, но и для наших детей и внуков.
Императорский вокзал
Станцию построили специально для Николая II. Дорога связывала Царское Село и Петербург. По центру здания находился вестибюль с парадным крыльцом. С южной стороны – Царский зал, с северной – Свитский зал. Добавим, что в Царском Селе железнодорожная ветка к тому времени была перегружена и не могла обеспечить комфортный переезд членов императорской семьи.
5 лет согласовывался с КГИОП проект реставрации усадьбы Кокорева