Это идеальный спектакль для всей семьи, а также для тех, кто собирался познакомить детей с миром балета. В числе звёзд, принимающих участие в спектакле, – легенда мирового балета Фарух Рузиматов. Артист дал эксклюзивное интервью Metro.
Спектакль "Бал сказок" был создан в 2015 году. Что в нём изменилось, а что осталось неизменным?
В спектакле объединены единой сюжетной линией самые известные сказки. Изначально он сам по себе получился очень гармоничным. Все номера и действия идут единой цепочкой. Что-то внедрять, улучшать, когда есть хороший спектакль, всегда достаточно опасно. У нас меняется состав, артисты, добавляются номера. Но целостность картины остаётся неизменной.
А если говорить про балет, то какая в нём ваша любимая сказка?
"Щелкунчик", наверное, по драматургии. С музыкальной, скажем так, поддержкой Чайковского. Музыка Петра Ильича для меня в нём очень важна.
В спектакле принимают участие юные артисты балета, учащиеся. Насколько волнительны для них такие выступления?
Что касается Кировского (сейчас Мариинского) театра, традиционно дети академии принимали участие практически во всех классических спектаклях: "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Бахчисарайский фонтан". В меньшей степени в современных постановках, которые стали появляться с 2000 года. Для детей это очень важно. И я вспоминаю, каким большим потрясением для меня стал выход в роли поварёнка в "Дон Кихоте", когда мне было 11 лет. До сих пор называю Кировский театр так потому, что для меня он всё-таки остался знаковым, как "Киров балет".
Видя, как танцуют молодые артисты, не возникает ли у вас желания чему-то их научить, где-то поправить?
Я никогда не лезу с советами, если меня не просят. Никогда. Единственное, могу что-то сказать нынешнему поколению, когда вижу, что они сидят в телефоне, а не делают упражнения, которые должны делать, – разогревающие или экзерсис. Тут я могу сделать замечание, что если ты артист балета, то должен заниматься ногами, телом, головой, но не телефоном. Для меня это аксиома. А чтобы кого-то учить, то нет. Я никогда не лезу, никогда, и у меня нет такого желания. Если спрашивают совета, то, насколько возможно, я могу поделиться своим мнением.
Получается, вы больше любите учиться?
Я занимаюсь только собой, да. Постоянно, каждый день учусь. Сейчас мне помогает моя подруга Арина, обучает меня тому, что я пропустил в академии. Работаю над стопами, всё заново начинаю учить. Потому что в своё время, когда нужно было это делать, я это упустил. По всей видимости, в силу отсутствия тогда мозгов у 10-летнего мальчика.
Разве пропущенное не пришло потом с опытом?
Нет, ничего с опытом не приходит, особенно в балете. В балете всё только уходит. Приходят самомнение, и "бронзовость", и какая-то своя исключительность. Но эти ощущения обычно очень обманчивые и ни к чему хорошему не приведут.
Не секрет, что вы очень строги к себе. Почему?
Дело в том, что я строг не к себе. Я понимаю, чем занимаюсь. Я занимаюсь искусством балета. А это требует полного погружения. Иначе надо заниматься чем-то другим. Возможно, это касается и любой другой профессии, но балет, как искусство публичное, требует всего твоего времени. Поэтому каждый выход на сцену – это каждый раз всё заново, практически с нуля. Это не то, что ты накопил. Возможно, какие-то наработки остаются у человека, но они не самая хорошая вещь, так как обычно тянут тебя назад. Как это ни банально звучит, но всегда нужно двигаться вперёд, всё время искать что-то новое, постоянно совершенствовать тело. В балете деградация тела и техники видна как нигде, наработанное исчезает практически мгновенно. Так же, как и у пианиста, возможно.
А есть что-то, за что вы себя хвалите или бываете довольны собой?
Нет, у меня такого нет.
Вернёмся к спектаклю. Как вам работается с хореографом Николаем Андросовым. Вы, наверное, скорее уже друзья?
Да, мы друзья, соратники, коллеги. В зале мы учитель-ученик. Андросов для меня авторитет, и, когда мы работаем, я выполняю те задачи, которые он ставит. Я всегда себя чувствовал сугубо исполнителем. Возможно, могу предложить какие-то детали – например, что с этой ноги не очень удобно взяли, лучше с другой. Однако что касается режиссуры, то я в такие вещи не лезу, просто потому, что в этом отношении полный дилетант.
Андросов так же строг, как и вы?
Строг. В профессии он фанатик. Он приходит в зал – и всё забывается. Начинается работа. К сожалению, сейчас в балете этого мало. Возможно, какая-то связь прерывается в преемственности поколений. Очень важно, чтобы в балете всегда поколение, заканчивающее танцевать, начинало переходить на педагогическую, репетиторскую деятельность и передавало свой опыт. Но сегодня это всё как-то стало мельчать.
… как говорят: "а вот в наше время было лучше"…
Возможно. Вы знаете, я вчера смотрел фильм 89-го года "Тема к размышлениям" Галины Мшанской о Кировском балете. Интервью Олега Виноградова, приезд Натальи Макаровой, Джорджа Баланчина... Это была другая энергетика. Мне несказанно повезло, что я попал в лучшее время. Это 1981 год, может быть, до середины 90-х. Для меня это лучшие балерины, лучший состав исполнителей кордебалета, лучшие мужские танцовщики и спектакли. Но это была заслуга Виноградова как личности. Он смог сделать из театра бренд, как это ни пошло звучит. "Киров балет" – на тот момент это был бренд, и театр был востребован по всему миру на несколько лет вперёд. Мне и тому поколению, которое было со мной, повезло как никому. Мы объездили весь мир по несколько раз. Мы танцевали только в лучших театрах. Это, конечно, большая удача. Театр должен ездить на гастроли, он не может сидеть на одном месте, он должен показывать.
Говорят, художник должен быть голодным. А танцор?
Смотря что иметь в виду под словом "голодным". Танцор должен постоянно совершенствоваться. Если это голод, то да, безусловно, он должен хотеть совершенствовать своё тело. Но ещё очень важно совершенствовать свою голову. Потому что тело без мозгов не принесёт много радости публике. Интеллект танцора должен присутствовать. Когда он интересен не только в технических своих проявлениях (они должны быть безусловно, это априори ясно), а именно как актёр, как артист. Когда он находится на сцене, на него просто смотрят, а он заполняет собой паузу. Это мастерство дано немногим, оно даётся единицам.