В театре "Балтийский дом" готовятся к новой премьере. 20 февраля на сцене покажут спектакль по роману-бестселлеру польского писателя Януша Вишневского "Одиночество в Сети". Режиссер, земляк писателя Генрих Барановский о театральной версии романа рассказал в интервью Metro.

Почему вы решились на эту постановку?- Во-первых, потому что меня пригласил театр "Балтийский дом". Во-вторых, когда я прочел роман "Одиночество в Сети", то понял, что это та тема, которая меня интересует. Я познакомился с Янушем Вишневским, я рассказал, каким вижу его роман на сцене.

Януш Вишневский считал, что "Одиночество в Сети" очень трудно, практически невозможно поставить на сцене...- В своей жизни я делал много адаптаций для театральной сцены, в том числе произведения Кафки, Джойса, Достоевского. И каждый раз слышал слово "невозможно". Но спектакли получались и шли с большим успехом. Если литература не драматургическая, значит, здесь нужно придумать другой мир, язык, особые средства. Мне это интересно, можно научиться чему-то новому.

Чему вы учитесь, работая над этим спектаклем?- Вишневский - очень интересный. Потому что он не только писатель. Он - информатик, генетик, и почти астрофизик, а мне все эти темы интересны. Смешанность науки и жизни дают неожиданный эффект. Я не сразу понял, как ставить этот спектакль. Но у меня есть свой подход. Я не хочу инсценировать книгу, я хочу ответить на вопросы, которые у меня появляются во время чтения. Когда я получаю ответы на эти вопросы, получается спектакль.

И на какие же вопросы вы отвечаете?- Как понять женщину? Ведь столько проблем с этими женщинами! Я ни черта не понимаю, почему они реагируют так, а не иначе. А ведь все, что я делаю, это всегда для женщин. Всегда. Вишневский в этом смысле мне очень близок. Я вижу его отношение к женщине, он пытается ее понять, пытается узнать, что она думает, что она любит и что она желает. Но тайна между мужчиной и женщиной все равно остается, и мы ее никогда не разгадаем. Хотя очень хочется. Но в этой неразгаданности тоже есть своя прелесть. И мы делаем об этом спектакль.

Какие истории в этом романе для вас наиболее яркие?- История Дженифер, Натальи, Яцека. Все, что происходит вокруг главного героя Якуба, то, что делает его мужчиной. Это с одной стороны. Эва, главная героиня, ищет партнера, которого у нее нет в жизни. В начале спектакля тема Эвы не так важна. Она потом становится важной, когда главный герой должен принять решение. Он боится Эву. Незаживающая рана, которая мучает Якуба, мешает ему сказать: "Я тебя люблю. Я хочу быть с тобой." Он боится изменить судьбу Эвы, потому что однажды уже изменил судьбу одной женщины - Натальи, и произошла катастрофа. Он боится снова причинить боль. Да, он влюбился, но не говорит, что должна сделать Эва. Я думаю, что из-за этого страха главная героиня решает остаться с мужем. А с другой стороны, возможно, Эва боится, что ей придется вести борьбу с его прошлым. Ведь один раз Якуб уже пережил большую любовь, и ждет любви еще более великой. Мне кажется, в какой-то момент оба героя струсили: и она, и он.

В романе "Одиночество в сети" у главной героини нет имени...- Правда? Я когда делал адаптацию, тоже не мог вспомнить ее имя. Тогда решил, пусть ее зовут Эва. И никто меня не поправил, не возразил. Я решил, что все в порядке.

Спектакль "Одиночество в Сети" будет сильно отличаться от романа?- Все начинает развиваться в первой сцене. Якуб приходит на вокзал, чтобы покончить с собой. И вспоминает свою жизнь: Наталью, встречу с Эвой. Ведь весь роман - это и есть воспоминания главного героя. В финале приходит Наталья и берет его с собой, Якуб уходит в другой мир.

Вы работали во многих странах мира. Что отличает русских актеров?- В каждой стране у людей свой темперамент, у актеров - разные школы. В Америке одна, в России - другая. Я очень люблю русских актеров, в них столько нежности, столько глубины. Они всегда ищут новые формы. И когда я что-то предлагаю, они с радостью принимают, но обязательно привносят в предлагаемую мной форму всю свою силу, и тогда получается что-то фантастическое.

Как вы отбирали актеров для "Одиночества в Сети"?- Мне предлагал театр, мы делали какие-то сценки, и я понимал, подходят актеры или нет. Для меня главное, чтобы было духовное сходство с героями книги. А внешность можно подделать.

Как вы думаете, кто придет на ваш спектакль?- Вы знаете, роман, как и спектакль, интеллектуально не прост, это не та история, которая понятна с первого раза. И я думаю, что в первую очередь, в театр придут поклонники романа Януша Виневского. Это люди от 18 до 40 лет, в основном женщины. Но, надеюсь, что они приведут своих мужчин.

В спектакле "Одиночество в Сети" сыграет мини-пиг

В одноименном романе у одного из героев есть крошечная свинка. И по замыслу режиссера было решено, что животное должно принять участие в спектакле. Правда, по сцене мини-пиг бегать не будет, эта история, как одна из сцен спектакля, будет транслироваться на большом экране.

Жозефина - молодая свинка, ей полтора года, и она вместе со своей хозяйкой Елизаветой Родиной часто участвует в разных праздниках.

- Снимали день рождения Жозефины, - рассказывает Елизавета. - Моя свинка вела себя раскованно и непринужденно, нисколько не стесняясь. Подружилась и с актерами, и с режиссером Генрихом Барановским. Еще до начала съемок нагло залезла к нему в сумку, нашла там яблоко и откусила от него кусочек. Режиссер не обиделся и пообещал Жозефине отдать яблоко после съемок. Когда все закончилось, моя свинка сама подошла к режиссеру, повиляла хвостиком и потребовала награду. Господин Барановский отдал актрисе яблоку и похвалил за хорошую работу.