– Театральный Петербург пушкинской поры – это период с 1817 года, когда поэт выпустился из лицея, и до его смерти в 1837 году, – рассказывает куратор выставки Елена Федяхина, зав. сектором отдела информационной и научной работы Театральной библиотеки. – Театр тогда занимал огромное место в жизни горожан, других развлечений было не так много. Это был центр общения, встреч, свиданий и даже деловых контактов.
200 лет назад в Петербурге было только четыре театра – Большой (Каменный), Александринский, Малый (Деревянный) и Михайловский (остальные, вроде Эрмитажного, – сцены). О каждом из них можно посмотреть на интерактивном стенде мультфильм. Тут не только хронология событий, но и интересные вставки: вот неожиданно архитектор Ринальди падает с лесов возводимого им Большого театра, и оттого строительство было поручено другому.
Как был устроен театр, видно из зарисовок современников Пушкина: вот переполненные ложи, вот драка за билеты, а вот молодой зритель разглядывает кого-то в лорнет.
– Места располагались строго по социальным слоям. Самые небогатые зрители находились выше всех, на райке – галёрке, – рассказывает Елена Федяхина. – Там смотреть было не очень удобно – высоко, а люстра не выключалась во время спектакля. Чем ниже, тем билеты дороже. Ложи абонировали на целый сезон. Вот тут мы видим у господина в руках ключ – ложа закрывалась на замок, там хранились какие-то вещи, можно было отойти вглубь ложи попить чай, устроить там свидание. В общем, это целый театральный домик. В партере в первых рядах сидели самые высокопоставленные зрители. А за креслами были стоячие места.
В те времена спектакли состояли не из одной, а из трёх пьес. Вначале, как правило, лёгкий водевиль, чтобы публике в зале было не скучно ждать, пока остальные собираются. Потом основное действие в трёх актах и в конце снова одноактный спектакль – для отъезжающих.
К слову, в качестве “разогрева” артист Императорских театров Яков Брянский выбрал пушкинскую трагедию "Моцарт и Сальери".
– Он выбрал её в качестве своего бенефиса в виде фона для съезда публики. И неудачно, никто ничего не понял, и произведение не было оценено по достоинству, – говорит Елена. – А самая первая постановка Пушкина на театральной сцене произошла без него, он тогда был в ссылке. Это был балет "Руслан и Людмила" в Москве. Происходило нечто невероятное – спецэффекты того времени, можно сказать: над сценой что-то летало, были перевоплощения – целая феерия.
Вести себя в театре можно было совершенно свободно: приходить и уходить и даже разговаривать – никто не делал тебе замечаний.
– “Браво” не кричали – кричали “фора” своим любимцам. Были клакеры – специально нанятые люди, которые аплодировали той или иной актрисе или актёру. Игра актёров в самом начале, в 1817–18 гг., тоже была несколько иной. Актёры говорили речитативом, певучим голосом. “Нормальным” голосом заговорили уже позже, – уточняет Елена Федяхина.
Особую роль в театральной жизни той эпохи играли актёры и актрисы. На выставке можно “зайти” в условные “гримёрки” самых популярных артистов того времени. Например, балерину Авдотью Истомину можно было смело назвать селебрити тех лет. Именно её Пушкин воспевал в своих стихах:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит.
– Была ситуация, когда из-за неё разыгралась дуэль, причём двойная – стрелялись четыре человека. И одной из пар были Якубович и Грибоедов. Последнему прострелили руку, и ходили слухи, что намеренно. Ведь Грибоедов был чудесный музыкант и композитор. Именно по покалеченной руке его тело опознали в Персии, – продолжает Федяхина.
Театры часто меняли репертуар, ведь одни и те же люди ходили на всё те же постановки.
– Пьес пишут много. Очень много переделок – когда брали, к примеру, французскую пьесу и переделывали на русский манер, меняя имена, название. Об авторском праве тогда вообще и разговора не было, – говорил куратор выставки.
Но были и оригинальные пьесы. Весомую роль как драматург сыграл Иван Крылов. Мало кто знает, что “дедушка Крылов”, тучный дядюшка, который любил поесть, на самом деле был человеком великих страстей и кипучей энергии.
– В четыре года он оказался в осаждённой Емельяном Пугачёвым крепости, в которой служил его отец. Он вместе с остальным гарнизоном фактически был приговорён к смерти и просидел в условиях голода долгих четыре месяца. И на всю жизнь у него осталось это ощущение бесконечного голода. Крылов совершенно изменил представление о комедии. Его комедия “Модная лавка”, где он высмеивает безумную тягу женщин к французской моде, потрясла зрителей своим простым языком, тематикой, – продолжает Елена.
В театрах были русская, немецкая, французская труппы, а также итальянская опера. В разные дни шли балет, драма, комедия, опера.
– На немецкие спектакли приходил абсолютно другой состав публики – женщины-немки, они приходили с вязанием. Параллельно с рукоделием плакали, восторгались. Мыльная опера, можно сказать. Популярный драматург Коцебу писал много слезливых произведений. Немного презрительно их называли “коцебятиной”, – говорит Елена.
Вторая часть выставки посвящена Петербургу тех лет. Можно “пройтись” по Невскому проспекту, рассмотрев копию литографии, сделанной в 1835 году Садовниковым. Облик главной улицы города отличается от нынешнего. Так, на Аничковом мосту ещё не было коней, а на Марсовом поле – храма Спаса на Крови.
Тут же можно посмотреть, как менялась мода от 1817 до 1835 года, оценив наряды модников и модниц того времени.
В конце выставки можно сфотографироваться в специальной фотозоне с Онегиным и посидеть в кабинете Пушкина, почитав газету “Северная пчела”.
Выставка-променад “Онегина волшебный край” проводится в рамках городского фестиваля “Петербург. Пространство Пушкина” и приурочена к 225-летию со дня рождения поэта. Посетить выставку с экскурсоводом можно 1 и 8 июня (по предварительной записи). Или самостоятельно – до 10 августа, в часы работы библиотеки..
Планируются также авторские экскурсии – о моде тех времен. Они пройдут 25 мая и 15 июня.