Как рассказали в "Литфонде", в дореволюционную эпоху на улицах Петербурга работало огромное количество уличных торговцев, продававших свой товар вразнос. С раннего утра на улицах города появлялись продавцы пышек, баранок и пирожков, молочники и другие. Их называли разносчиками. Именно эти торговцы стали героями редчайшей коллекции раскрашенных литографий художника Карла Беггрова, которую найти в полном виде практически невозможно.

Сначала офеня

Сегодня персонажей Беггрова вполне можно считать прототипами современных работников курьерской доставки. История уличных разносчиков ведётся со времён позднего Средневековья.

– Мелкие розничные торговцы в России назывались офенями и разговаривали на особом, только им понятном языке, именуемом "феней", – рассказал Metro заместитель заведующего кафедры общественных наук Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат политических наук Сергей Оськин. – Считается, что появились они в XV веке. Некоторые из них были выходцами из рядов скоморохов, которые со своими представлениями выступали на городских площадях, где и приобщились к торговому делу. В XVIII–XIX веках офенями становились крестьяне, выходцы из городских низов или отставные солдаты.

По одной из версий, Александр Меншиков до знакомства с Петром I был в Москве учеником пирожника и, распевая, разносил по городу пироги. Когда столицей  стал Санкт-Петербург и Меншиков был его генерал-губернатором, одним из последних своих указов Пётр I в 1725 году законодательно урегулировал розничную продажу различных продуктов, фруктов и овощей с переносных лотков и корзин, которые появились в Петербурге вместе с первыми жителями города и с возникновением первого деревянного рынка на Троицкой площади в 1705 году.

litfund.ru

litfund.ru

 

 

Потом коробейник

Торговали уличной едой, как правило, в местах большого скопления народа – на рынках, у бань, на центральных улицах.

– С XVIII века мелких розничных торговцев принято было называть коробейниками, т. к. их отличительной чертой был большой короб, набитый различными товарами и снедью, – продолжает эксперт. – Коробейники находились на улицах города с раннего утра до позднего вечера. Их отличали недюжинная сила, необходимая для того, чтобы целыми днями носить тяжёлые лотки, и громкий голос, чтобы привлекать внимание покупателей, к числу которых тоже относились, как правило, выходцы из городских низов.
litfund.ru

litfund.ru

 

 

Доставка с голосом

Как рассказывает Сергей Оськин, вразнос торговали пирожками, квасом, мясом, молоком, яйцами, фруктами, напитками, из непродовольственных товаров – лубками, игрушками, тканями, сувенирами.

– В отличие от лавочников, разносчики не ждали покупателя на торговом месте с товаром, а сами шли к нему. Каждому товару соответствовал свой "голос": по мотиву, манере выкрикивать слова можно было заранее понять, какой товар будет предлагать разносчик.
Чтобы работать разносчиком официально, с XIX века нужно было получить разрешение и металлическую бляху с номером.

В Петербурге торговлей вразнос занимались в основном крестьяне-ярославцы. Они торговали прежде всего готовой едой, а также овощами и цветами, которые сами выращивали. Элитой разносчиков были мясники: они торговали прямо с тележки, отрубали требуемый кусок мяса непосредственно при покупателе и взвешивали его на весах с государственным клеймом.