Прослушивание на курс Марата Гацалова назначено на 19.30 на Новой сцене Александринского театра.
За 20 минут до часа Х я уже стояла у театра, одетая и причёсанная по всем правилам экзаменов на актёрское отделение: платье чуть выше колен, волосы убраны в хвост, на лице неброский макияж.
В холле у аудитории собрались десятки молодых людей – кто-то повторял стихи и прозу, другие пели песни под гитару, третьи рассказывали об уже пройденных прослушиваниях и делились своими переживаниями.
– Вчера я прошла на первый тур у Спивака, но хочу именно к Марату Гацалову. Очень боюсь, что меня не возьмут, ведь мне уже 21 и для театрального я старая – рассказывает брюнетка Даша.
– Это ещё не возраст – мой знакомый поступил в ГИТИС, когда ему было 29. Его спросили, почему он пришёл так поздно, но парень не растерялся и сказал, что был занят – сидел в тюрьме. Комиссия оценила шутку и его взяли, – успокаивает её кудрявый парень с гитарой в руках.
Рассказы о чудесных поступлениях и весёлые байки – не редкость в среде абитуриентов актёрских отделений. Но на деле статистика неумолима: в театральные вузы России приходят попытать счастья тысячи молодых людей, но поступают лишь единицы.
Кто идёт в артисты
На прослушивание пришла самая разная молодёжь: кто-то с раннего детства занимался в театральной студии, а другие, напротив, новички в искусстве. Возраст поступающих от 17 до 25 лет.
– У себя в Рязани я учился на инженера, но понял, что это не моё, и решил пойти в артисты. Друзья и родственники, конечно, поддерживают, но особых надежд никто не питает, – поделился 22-летний Богдан, приехавший на прослушивание со своим другом Тимофеем. Как и Богдан, тот решил связать свою жизнь с театром, когда учился на инженера.
– В университете я увлёкся танцами, стал выступать с ансамблем и понял, что не могу жить без сцены, – говорит Тимофей.
Большие надежды
Вопрос, кого же всё-таки возьмут учиться в Театральную академию, в кулуарах обсуждали все без исключения.
– Я слышала, что режиссёр набирает студентов под уже готовый сценарий дипломного спектакля. И если в постановке нет роли под твой типаж, то на курс не попасть, как ни старайся, – рассказывает выпускница школы Варвара.
В этом году она поступает в первый раз, но уже многое знает о театральной жизни.
– А я думаю, всё это неважно, главное – просто читать свой репертуар от души, не притворяться и быть собой. Тогда всё обязательно получится, – спорит с ней москвич Алексей. Забегая вперёд: он оказался одним из счастливчиков, прошедших на следующий тур в этот вечер.
Бывалые абитуриенты объяснили, что в их среде есть свои негласные правила: репертуар для прослушивания лучше составлять из произведений русских классиков,
а среди девушек конкурс намного больше, чем среди парней. Не меньшее значение имеет и возраст: у девушек верхняя планка – 23 года, у юношей – 28.
– Поступить, конечно, можно и в более позднем возрасте, но это скорее редкость, – объяснил петербуржец Саша.
Удивите нас!
Не меньше интересного я услышала об экстравагантных заданиях, которые дают на последних турах – могут попросить изобразить «солнечный удар» или придумать и сыграть сцену из жизни Ахматовой.
– Самое страшное, если в комиссии попросят: «Удивите нас». Говорят, это одно из любимых их заданий, я до сих пор не знаю, что бы сделала в такой ситуации, – говорит 17-летняя Варвара.
Покорить Москву
Многие из тех, с кем мне удалось пообщаться в очереди на прослушивание, уже поступали в столичные театральные вузы. Как оказалось, о них ходит множество легенд.
– Чтобы быть первыми в очереди, абитуриенты ГИТИСа ночуют во дворе вуза. В день комиссия принимает около 50 человек, если придёшь в 8 утра, будешь под номером 100 в очереди, – рассказывают поступающие.
Опытные абитуриенты могут в подробностях рассказать, чем отличается «Щука» от МХАТа, и знают о причудах многих режиссёров. По их словам, некоторые московские мэтры отличаются крутым нравом.
– На прослушивании в «Щепке» мастер Соломина отругала меня за крашеные волосы, а моего друга за то, что он читал Лопе де Вега, а не русскую классику, – говорит Алексей.
Экзамен
Между тем время шло, и моя очередь сдавать экзамен неотвратимо приближалась.
Около девяти часов вечера мою группу (5 человек) пригласили на экзамен.
– Сначала громко называете имя, возраст и свой город, а потом начинаете рассказывать, – сказала девушка из комиссии.
И вот заветная дверь открылась, и мы вместе зашли в аудиторию. Я вышла в центр зала первой, представилась, улыбнулась мастеру и начала декламировать:
– Друзья мои, прекрасен наш союз, он, как душа, неразделим и вечен...
Хотя я и старалась читать от души, как советовали ребята, но уже по настрою комиссии поняла, что к следующему туру меня вряд ли допустят, несмотря на то, что свой возраст в анкете я немного приуменьшила.
– Как-то вы несерьёзно подготовились, нужно было учить больше стихов и прозы, – посоветовала женщина из комиссии.
Второй на сцену вышла рыжеволосая Алиса с «Реквиемом» Ахматовой и басней «Слон-живописец».
За ней выступал Серёжа из Челябинска со стихотворением Рождественского «Всё начинается с любви». Мастер посоветовал ему заняться дикцией и поступать в следующем году.
Когда все выступления были закончены, группу попросили подождать результатов за дверью. Через пару минут нам сообщили, что на следующий тур никто не прошёл.
– Ничего, в следующий раз повезёт обязательно, – ободрили меня ребята.
«После школы я отправилась покорять Москву. Поступала во все театральные вузы столицы. Всё время проваливалась, но не сдавалась! Жила на вокзалах, меня гоняли милиционеры. Денег не было. Сидела в зале ожидания и рассуждала: что же мне купить – две булочки по пять копеек или котлетку за семь? Поступить удалось только на третий год – в школу-студию МХАТ».
Светлана Крючкова актриса
«Я целенаправленно поступал в школу-студию МХАТ, хотел учиться только в этом вузе. Дело в том, что тогда МХТ считался лучшим театром нашей страны. Он казался мне волшебным местом. Как сейчас помню, на экзаменах читал Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», а из прозы выбрал Горького».
Олег Басилашвили народный артист СССР
«Чтобы поступить в Киевский театральный институт, я прошёл все этапы отбора, но проучился там только год – бросил вуз ради работы в театре. Позже, когда мне было уже 22 года, поступил в Щукинское училище почти без экзаменов, по рекомендации Юрия Любимова. Тогда я уже играл в Театре на Таганке все роли Высоцкого».
Никита Джигурда, актёр и певец