Metro продолжает цикл публикаций к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. "Дети победителей" – это истории людей, чьи родители воевали на фронте. Сегодня о своём отце рассказывает Наталья Позднякова
Петербурженка Наталья Позднякова родилась в августе 1945 года, но своего отца увидела только спустя четыре года, когда он вернулся из Германии.
Родился в рубашке
В июне 1941-го 23-летний Николай Поздняков окончил Могилёвское пехотное училище и был направлен в часть на границу с Польшей.
22 июня, в первый день войны, он получил ранение в руку. Его часть отступила. Николай попал в госпиталь, а когда подлечился, был отправлен на Волховский фронт. В 1942-м во время боёв под Мясным Бором (Новгородская область) его ранило в ногу. Он снова оказался в госпитале.
– Рана сильно гноилась, и медики приняли решение ампутировать ногу, – рассказывает Наталья Николаевна. – Из госпиталя отец написал маме прощальное письмо: "Если мне отнимут ногу, застрелюсь". Спас счастливый случай. Во время обхода хирург Александр Александрович Вишневский (сын профессора, создавшего знаменитую мазь) попросил раненого пошевелить пальцами. Папа пошевелил, и врач велел продолжать лечение.
Через какое-то время офицер Поздняков вернулся в строй. В 1944-м вместе со своей частью оказался в местечке Долина на Украине. Здесь во время наступательной Харьковской операции советские войска столкнулись с прочной обороной, при попытках прорвать которую гибли целые подразделения. Но Николаю Позднякову снова повезло: в начале операции он был ранен, его успели вынести с поля боя и отправить в госпиталь.
Наталья Позднякова
Кроличьи шубки
После лечения Николай вернулся в Ленинград, где его ждали жена Зинаида и дочь Валя. Служил в Гатчине, затем в Главном штабе.
– Валя родилась в конце 1941-го, – рассказывает Наталья Николаевна. – И всю блокаду мама и сестра провели в Ленинграде. 9 мая 1945 года, в день Победы, мама была на шестом месяце беременности, и через три месяца на свет появилась я.
В 1946-м офицера Позднякова перевели в Германию.
– Папа часто писал нам, – продолжает Наталья Позднякова. – Конечно, я читать не умела, но всегда с удовольствием слушала, как читают письма и открытки мама и сестра Валя. Отец вернулся домой в 1949-м, мне исполнилось четыре года. Естественно, я его не помнила, но наше знакомство прошло легко.
Для четырёхлетней Наташи папа стал настоящим Дедом Морозом: никогда она не получала столько подарков.
– Отец привёз нам с Валей кроличьи шубки. А ещё у меня появилась немецкая фарфоровая кукла, которая умела моргать и плакать. Но прожила она недолго: однажды я её уронила, и хрупкая игрушка разбилась... Не помню, чтобы меня ругали. В 1952-м в нашей семье родился брат Саша. А через год папу снова направили на службу в Германию. Мы поехали вместе с ним.
Мемуары
Через десять лет подполковник Поздняков демобилизовался, до пенсии работал в статистическом управлении.
По словам родных, о войне рассказывал неохотно. В 2000 году младший сын ветерана Александр вручил отцу толстую тетрадь и настоял, чтобы тот занялся мемуарами. Николай Петрович умер через пять лет, ему было 86. Но историю своей жизни дописать успел, сейчас мемуары хранятся в семье Поздняковых.