Шляпные мастера Петербурга сейчас одевают всю Россию и многие страны зарубежья – стиль Северной столицы ценится очень высоко. На фабрике, которую посетил журналист Metro, изделия закупают женщины всех возрастов. Есть среди клиентов фабрики и знаменитые петербуржцы - например, Эдита Пьеха и Михаил Боярский. Петербургские шляпки также украшают военнослужащих женщин, стюардесс и проводников РЖД.
Создание шедевра
Последние 15 лет в городе работает одна крупная фабрика и десятки небольших ателье. По оценкам мастеров, в год в Петербурге производят порядка 10 тысяч женских шляп. Цена изделия варьируется от двух до шести тысяч рублей за экземпляр. Мужскими головными уборами занимается только одна фабрика в стране, которая расположена в Подмосковье, но для известных клиентов делают шляпки и в Северной столице.
В создании каждого изделия участвуют не менее четырех человек: дизайнер, модистка, формовщик и швея. Традиционные материалы – китайский фетр, чешский велюр или португальский меринос.
Производство каждой шляпки занимает около суток. Первый этап – создание эскиза и, по необходимости, специальной формы из липы. Затем заготовку прогревают сухим паром, проклеивают и вручную прессуют по форме. После этого отрезают излишки ткани и просушивают в специальном шкафу в течение двух часов. Финальный этап – закрепление подкладки из вискозы или шелка и создание внешнего декора.
Формы, на которых делают шляпки, достались производству в наследство от четырех советских фабрик, закрывшихся в начале века. Некоторые фасоны уже более 50 лет делаются на одной и той же форме.
- В Петербурге более сдержанный стиль, предпочитают теплые шляпки, которые закрывают уши, - рассказала глава фабрики по производству головных уборов Татьяна Тараскина. - Шляпа производится для того, чтобы женщине было комфортно, но при этом она оставалась в своем модном образе. Сейчас цвет пользуется очень большим спросом, всем хочется быть яркими.
Шляпный кризис
Сейчас отрасль переживает не лучшие времена, главная проблема – нехватка кадров. Нигде в стране не готовят специалистов по созданию шляп, эта профессия традиционно передавалась от мастера к ученику. Кроме того, молодежь не очень заинтересована в этой специальности, потому что много денег здесь не заработать. Впрочем, мастера уверены: эта индустрия никогда не умрет.
- Исторически сложилось, что Петербург – самый шляпный город, здесь их носят даже больше, чем в Лондоне, - рассказала Ирина Вадимова, начальник отдела продаж фабрики. - Даже архитектура города сподвигает нас быть прекрасными и возвышенными.
Модные советы
Шляпа украшает женщину и делает её моложе, но только если она подобрана с умом. По словам мастеров, главное отличие шапки от шляпы в том, что первая – для тепла, а вторая – для изысканности.
Женщинам с широким овалом лица не стоит делать выбор в пользу убора с зауженным верхом, а хрупким дамам противопоказаны массивные головные уборы. Людям низкого роста не стоит носить шляпы с полями, так как это визуально их укоротит.
- Сейчас в моде широкополые мягкие шляпы с минимумом отделки, шляпы, сделанные на манер мужских и береты, - посоветовала читательницам Metro Ирина Вадимова, начальник отдела продаж фабрики.
Средний срок службы изделия – порядка двух лет, после которых ему необходим небольшой ремонт и чистка паром. При должном уходе за шляпой её можно проносить более 30 лет.