Эта премия даётся за заслуги по поддержке и развитию русской культуры за рубежом, укреплению культурных связей.
– Ещё при жизни Кирилла Юрьевича мы, говоря о каком-нибудь актёре, оценивали степень его порядочности в "лаврах": вот этот тянет на пять "лавров", а этот – на десять, – рассказал член попечительского совета премии, народный артист России Сергей Паршин. – Замечательно, что эта премия родилась в год 100-летия великого советского и российского актёра, человека высочайшей честности и порядочности.
Лауреатами стали руководитель Театра Наций Евгений Миронов, художественный руководитель-директор Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, основатель и руководитель "Русского театра в Белграде" Евгения Ешкина-Ковачевич, художественный руководитель Камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров, директор Русского театра драмы им. Ф.А. Искандера Республики Абхазии Ираклий Хинтба, а также Национальный русский театр драмы имени Михаила Лермонтова (Алматы, Республика Казахстан).
Евгений Миронов, народный артист России, руководитель Государственного Театра Наций:
– Я вспомнил слова Михаила Ульянова, который говорил: "Как бы высоко обезьяна ни забиралась, хорошо бы никогда не увидеть её пятую точку". Я думаю, что Бог миловал меня пока, раз премия такого человека, как Кирилл Лавров, мне вручается. Когда смотрю фильмы с участием Кирилла Юрьевича, всегда удивляюсь: как ему всегда удавалось оставаться искренним, даже когда он играл Ленина. Мы находимся в Таврическом дворце, где происходили события, перевернувшие историю не только нашей страны (в Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 года. – Прим. ред.). Какое счастье, что мы собрались здесь не сжигать мосты, а строить. Собственно, этим я и занимаюсь в Театре Наций, поскольку глубоко уверен, что одного "сохранения" недостаточно. А при соединении традиции с разными школами и направлениями как раз и придёт нечто новое и свежее. Я благодарен за эту премию и сегодня чувствую себя немного петербуржцем.

Народный артист России Евгений Миронов
Фото предоставлено театром "Балтийский дом" / Данил Нерознак
Фото:
Михаил Швыдкой, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, член попечительского совета премии:
– К Кириллу Лаврову в какой-то момент приклеилась роль Молчалина, которую актёр гениально сыграл в спектакле Георгия Товстоногова "Горе от ума" в БДТ. На самом деле Лавров был Чацким, который понимал: обстоятельства меняются, но ты должен оставаться таким, какой ты есть. Кирилл Юрьевич был удивительно порядочным человеком. Когда в 2000 году меня назначили министром культуры, ко мне как-то в кабинет вошли два человека: Михаил Александрович Ульянов и Кирилл Юрьевич Лавров. Помню, посмотрел на них и понял, что мне в этом кабинете нечего делать. Кто я такой по сравнению с маршалом Жуковым и конструктором космических кораблей Королёвым? Считаю, что премия Лаврова – это не случайное совпадение, она появилась не только потому, что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения актёра и театрального деятеля. Когда самораспустилась Советская страна, он был избран председателем Международной конфедерации театральных союзов. В тот момент, когда все разбегались в разные стороны, он сумел объединить театральное сообщество братских стран, и все понимали, что он признанный лидер.

Михаил Швыдкой вручает премию художественному руководителю Малого драматического театра Льву Додину
Фото предоставлено театром "Балтийский дом" / Данил Нерознак
Фото:
Мария Лаврова, заслуженная артистка России, член попечительского совета премии:
– Кроме того, что я актриса, я ещё и дочь. Поэтому память об отце для меня – это не просто память об актёре, деятеле, но ещё и дочерняя память. Когда я чувствую, что она утихает, о папе всё реже и реже вспоминают, мне становится очень больно. Наверное, больнее, чем кому-либо.
Кирилл Юрьевич переживал и за Конфедерацию театральных союзов, и за русский классический театр. На мой взгляд, самым драматичным в его жизни был период, когда он возглавлял БДТ. Это был напряжённейший период с внутренними срывами, которые никто никогда не видел, кроме нас, его семьи.

Мария Лаврова
Алена Бобрович, "Metro"
Фото: