После введения западных санкций России предрекали глобальную безработицу. Однако прошел почти месяц с начала спецоперации, а ситуация на рынке труда остаётся относительно спокойной (особенно если сравнивать с пандемией). Metro поговорило с руководителем пресс-службы hh.ru Северо-Запад Марией Бузуновой о том, как обстоят дела на самом деле и какие можно сделать прогнозы.
В предчувствии сокращений конкуренция за рабочие места увеличилась
Даже людям, далеким от экономики, было очевидно, что на фоне новостей о приостановке работы некоторых предприятий на рынке труда может возникнуть паника. Впрочем, ничего ужасного не произошло: работодатели затаились, а соискатели оживились.
– Например, если сразу после обострения геополитической ситуации 24 февраля работодатели просто наблюдали за ситуацией и не делали никаких заявлений, то соискатели стали активно мониторить рынок труда, обновлять резюме или даже размещать новые. Через неделю после 24 февраля часть компаний начала переходить в режим ожидания и приостанавливать наем новых сотрудников. Соискатели продолжили повышать активность, – комментирует Мария Бузунова.
Кому не страшна безработица
В HeadHunter говорят, что у работодателей также высок спрос на линейный персонал (курьеров, продавцов, разнорабочих). Производственный персонал и квалифицированные рабочие все так же в дефиците. IT-специалисты – причем как программисты и разработчики, так и сисадмины, тестировщики – продолжают пользоваться спросом у петербургских компаний.
– менеджер по продажам
– IT-инженер
– разработчик
– системный администратор
– риелтор консультант по недвижимости
– электромонтажник электрик
– логист
– работник склада кладовщик
– водитель
– курьер
– маркетолог
– бухгалтер
– сервисный инженер
– клиентский менеджер (банки)
Где-то даже растут зарплаты
За последние недели работодатели, которые активнее других искали персонал, также меняли и среднюю предлагаемую зарплату. Где-то она даже растёт.
– Так, больше всего выросла зарплата в вакансиях от компаний, которые обслуживают бизнес. К таким, как правило, относятся риелторские агентства, охранные компании, информационные центры, юридические службы и т.д. В марте зарплаты в вакансиях от подобных компаний выросли на 8% – до 65 000 рублей. На втором месте IT-сектор – здесь средние зарплаты увеличились на 7% – до 80 000 рублей. На третьем – строительная отрасль (+6% – до 74 350 рублей), – говорит эксперт.
Мария Бузунова уточняет, что при этом есть ряд компаний, которые тоже активно ищут работников, но после февральских событий вынуждены были понизить зарплаты в вакансиях. Например, упали зарплаты в вакансиях от транспортников (–6% – до 61 000 рублей). Снизились зарплатные предложения в сфере фармацевтики и медицины (–5% – до 52 500 рублей), а также в области ретейла (–2% – до 48 900 рублей).
Другие работодатели, несмотря на кризис, пока что удерживают средние зарплаты и не меняют их.
Прогнозы: Рынок может подстроиться под новые реалии
В HeadHunter видят несколько возможных вариантов развития событий.
Но даже в худшем случае, считает эксперт, не произойдет ничего того, что мы не проходили.
– Если все-таки начнутся массовые сокращения, то произойдет великая миграция сотрудников из закрывающихся бизнесов – люди будут искать работу, и уровень конкуренции может вырасти до уровня пандемийных значений. Между тем первые выходящие на рынок люди, вероятно, почти мгновенно "растворятся" в работодательском спросе, – предполагает Бузунова. – Параллельно с этим может начаться подстройка рынка труда под новые реалии: неполная занятость, теневая экономика, гаражная экономика и пр. Между тем локальное производство может стать одним из новых ярких точек притяжения средств и повысить спрос на инженерно-технических специалистов и рабочие, а также сервисные профессии.