Metro продолжает серию публикаций о путешествиях с паломниками, принадлежащими к разным религиям. Сегодняшний репортаж – из поездки в единственный православный мужской монастырь в Финляндии.
Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в 260 километрах от границы. Почти 80 лет назад во время русско-финской войны сюда эвакуировалась братия Валаамской обители.
В одной из усадеб монахи обнаружили небольшую икону святых Сергия и Германа Валаамских. Старцы посчитали это знаком, усадьбу выкупили. Вскоре рядом построили храм и кельи.
Монахи, переехавшие с острова Валаам, уже умерли. Сейчас братия монастыря в основном состоит из этнических финнов.
В дорогу с молитвой
Поездки в единственный мужской православный монастырь Финляндии организуют несколько паломнических центров в Петербурге. Группы набирают немногочисленные – не более десяти человек. В одной из них оказалась журналистка Metro.
В нашем микроавтобусе девять пассажиров. Водитель и гид Владислав включает церковные песнопения.
В дороге пассажиры знакомятся между собой. Все православные, большинство – воцерковлённые люди, постоянно посещающие храмы. Три человека из Москвы, остальные петербуржцы. Для некоторых это первый выезд в Финляндию. Наш водитель объясняет, как вести себя на границе.
Во время остановок одна из паломниц раздаёт остальным листы с текстом.
– Мы должны осознавать, что означают некоторые слова и выражения, которые мы часто произносим, – поясняет она. – Ознакомьтесь и сделайте выводы.
Пассажиры углубились в чтение. Так мы узнали, что выражение "я поражён" означает признание собственного поражения, "ничего себе" – отказ от всего, а "с ума сойти" – пожелание сумасшествия. Мы спрятали листовки и поехали дальше. Церковные песнопения в салоне сменил колокольный перезвон.
Другое измерение
Из центра Петербурга до Ново-Валаамского монастыря мы добирались десять часов. По приезде нас разместили в гостинице для паломников – деревянной постройке, где раньше располагались монастырские кельи.
Одна из паломниц – москвичка Ирина Антонова – в Ново-Валаамском монастыре уже третий раз.
– Я часто езжу с паломническими группами по православным местам, но именно сюда хочется возвращаться снова и снова, – рассказывает Ирина. – Ощущение, будто попадаешь в другое измерение. Здесь тихо и спокойно. Людей мало. И монахи отличаются от тех, которых встречаешь в России. Видимо, большую роль играет менталитет. Местные иноки очень приветливы. Когда я впервые сюда приехала, то прочла в памятке для вновь прибывших следующее: "Мы рады видеть в монастыре и на богослужениях всех гостей, вне зависимости от их убеждений". Меня удивило и обрадовало такое приветствие. В России ни разу подобного не встречала.
Кисель с камнями
Паломники посещают вечерние и утренние службы, для них проводят экскурсии. Пообедать гостям предлагают в монастырской трапезной, которая больше напоминает ресторан хорошего финского отеля.
Гости выбирают на шведском столе салаты и горячие блюда. В качестве десерта предлагается шоколадный кисель. Рядом с ним стоят красивые вазы, наполненные, как нам показалось, карамельной крошкой. Мы щедро посыпали ею кисель. Правда, когда начали пробовать, крошка оказалась безвкусной и твёрдой, и мы её выплюнули. Но, как выяснилось позже, это сделали не все.
В конце обеда к нашему столу подошёл гид Владислав.
– Кто-нибудь разбирается в медицине? – спросил он. – Дело в том, что одна наша паломница наелась камней.
"Карамельная крошка" оказалась декоративным украшением – цветными камушками. И никому до нас не пришло в голову попробовать их на вкус, а уж тем более проглотить.
После этого происшествия Владислав попросил работников трапезной убрать со стола вазочки с камнями. Кстати, паломница Наталья, съевшая пару ложек, во время поездки чувствовала себя вполне здоровой.
На исповедь к финскому монаху
Из всей братии в Ново-Валаамском монастыре по-русски говорят несколько человек. Один из них – отец Михаил.
– Я ещё в школе начал учить русский, – рассказал иеромонах. – Просто было интересно. Мои родители не православные, но однажды, ещё в школьные годы, они привезли меня сюда, в Ново-Валаамский монастырь. Когда стал взрослым, решил принять православие и стать монахом. Правда, сначала получил экономическое образование, несколько лет отработал в банке – так хотели мои родители. Но желание стать монахом никуда не делось, и теперь я здесь.
На исповедь паломники из России идут к отцу Михаилу.
– Я беседую и с россиянами, и с этническими русскими, давно живущими в Финляндии, – говорит отец Михаил. – Знаете, это разные люди. Местные более сдержанные. А паломники из России рассказывают о себе всё. Они более воцерковлённые, иногда мне кажется, что о православии они знают больше, чем я.
Добраться до Ново-Валаамского монастыря можно через паломнические центры или на рейсовом автобусе из Петербурга. 12 монахов состоят в братии Ново-Валаамского монастыря. Кроме этнических финнов здесь служат иноки из Эстонии и Украины.
С острова Валаам монахи вывезли 200 грузовиков
В 1939 году, когда валаамские монахи покидали остров, часть утвари им удалось увезти с собой в Финляндию. Сейчас старинная мебель украшает залы трапезной, редкие книги стоят под стеклом в местном музее. Для перевоза ценностей братии понадобилось 200 грузовиков. В специальной комнате хранится праздничное облачение монахов.
– Сшито оно из дорогих тканей, – рассказывает отец Михаил. – До 90-х годов монахи служили в этом облачении. Встречаются редкие цвета. Есть, например, малиновое. Раньше его использовали в пасхальное время, теперь только на отдание Пасхи (торжество, символизирующее завершение сорокадневного празднования Светлого Воскресения Христова. – Прим. ред.).