Путешествие императрицы, которое она сама называла "инспекцией", имело большое экономическое и политическое значение для России. На 25 году своего правления Екатерина II вместе с министрами, дипломатами отправилась на 14 каретах и 100 санях на полгода из столицы. Cамая масштабная поездка того времени была нацелена на демонстрацию политической силы Российской Империи – Екатерина Великая посетила свои новые владения, Крым, который вошел в состав страны после победы в русско-турецкой войне.
Спустя 230 лет петербуржцы повторят поход Екатерины II в исследовательских целях: на участках пути, по которому когда-то двигалась императрица, будут проводиться исследования. Проект, который стартовал 3 марта, закончится в начале июня.
- Это путешествие демонстрировало миру то, что Россия приходит в Крым навсегда и был дан старт проекту по созданию Военно-Морского флота, - отметил исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Говорунов.
Кареты императоров
К годовщине Большой крымской экспедиции, проведенной Екатериной II и её свитой в 1787 году, в Царском селе представили коллекцию экипажей, принадлежащих императорской семье.
Широкая публика может увидеть 15 экипажей, на которых когда-то ездили члены семьи Романовых – кареты, коляски, самокатки и сани. Всего в стенах музея находится 24 экипажа, девять из которых все еще ожидают реставрации – каждый год коллекция музея пополняется одним экспонатом. Транспорт получен из архивов Оружейной палаты, Эрмитажа, музеев Гатчины и Павловска. Часть экспонатов осталась на Мосфильме – еще с советских времен экипажи используют в киносъемках.
- Центр нашей выставки - карета Екатерины II 1762 года, которая использовалась для торжественных выходов императрицы и переездов на дальние расстояния, - рассказала Metro младший научный сотрудник музея-заповедника "Царское село" Жанна Широкова, - Предполагается, что именно на ней она совершила свое знаменитое путешествие в Крым.
Экипаж Екатерины II также использовался для таких торжественных мероприятий, как свадьба великого князя Константина Павловича и коронации императора Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого
Реставрация каждого экcпоната занимает порядка одного года и стоит около 10 млн рублей. Восстановление парадной кареты Екатерины II обошлось в 15 млн рублей. В реставрации участвовали более десяти человек: историки, швеи, ювелиры, мастера по обработке дерева и кожи.
- Мастера очень добросовестно подошли к работе, так что карета теперь полностью работоспособна: её можно запрягать лошадьми и использовать для прогулок, - отметила Жанна Широкова.
В экспозиции также представлена карета Александра II, в которой находился император 1 марта 1881 года, когда на него было совершено покушение.