В 1907 году физик-экспериментатор Роберт Вуд изобрёл дверной глазок. Художники из Северной столицы посвятили этому событию выставку.

 

– За отправную точку взяли создание системы "рыбий глаз", которая лежит в основе современного дверного глазка, – рассказывает Metro сокуратор экспозиции Евгения Левандовская. – Учёные долго старались над тем, чтобы уменьшить линзу. Нужно было сделать так, чтобы она отражала целиком человека и при этом была маленькой. В России долгое время вместо дверного глазка использовали прорезь для писем и только где-то в середине XX века у нас появились дверные глазки.

Фантазию в полёт

Впрочем, эта выставка больше не о науке, а об искусстве. На полотнах художники философствуют на тему дверного глазка. В представлениях авторов оптическое устройство – это своеобразный портал, через который можно заглянуть в прошлое, будущее и даже во внутренний мир человека. В зале представлено более полусотни картин. Здесь есть дверь, ведущая в гремучий лес с летучими мышами, обнажённая женщина в замочной скважине, советский новый год с ёлкой и "пузатым" ламповым телевизором.

– Каждый из нас смотрит через этот дверной глазок и думает, что будет дальше. У кого-то есть опасения, у кого-то разочарование, а у кого-то надежда. Находясь в настоящем, человек смотрит через этот глазок в будущее, – поясняет художник и куратор творческого объединения "Бездатые" Фридрих Михельсон.

Разность восприятия ситуаций чётко прослеживается и в жанрах. Одни художники предпочли изобразить любовные драмы, другие – триллеры, а третьи – шутки на злободневные темы. Во втором зале внимание посетителей привлекает картина с пришельцем в дверном глазке. Зелёный человечек стоит посреди обыкновенного подъезда, стены которого исписаны любовными признаниями. В руках он держит упаковку… "Спутника Лайт".

– Это размышление на тему коронавируса и опасений людей по поводу теорий заговоров, – говорит Евгения Левандовская.

Очи чёрные

Особое место на этой выставке занимают картины с изображением глаз. Очи чёрные, красные и голубые, разного разреза и величины присутствуют на холстах.

– Глаза – это лейтмотив всей выставки, – продолжает собеседница Metro. – Например, работа "Око Бога" представляет из себя глобальное размышление по поводу того, кто за нами наблюдает. А суть этого собрания глаз в отражении индивидуальности каждого взгляда на мир. Здесь есть элементы крови, затемнения, затенения – это всё разные "вуали" в глазах людей. Кто-то может смотреть на реальность, а кто-то нет. У кого-то глаза, полные печали, грусти и агрессии.

Дверной глазок вдохновил художников не только на живопись, но и на графику, коллажи, фотографии, скульптуры.

Переживания за будущее

Оригинальная идея для художественной выставки, рассказывает Евгения Левандовская, пришла случайно. К ней подтолкнула загадочная гибель домашнего любимца.

– Это случилось буквально за моей дверью, и мы так до сих пор и не знаем, что там конкретно произошло, – делится девушка. – После этого я стала испытывать определённые волнения, тревогу и страх, заглядывая в дверной глазок. И мне как художнику захотелось узнать, а что испытывают другие люди, когда они пересекают границу своего личного пространства и выходят в общественное место. Чувствуют ли они безопасность или, скорее, – дистанцию и волнение. И чтобы найти ответы на вопрос, мы создали эту выставку.

Экспозиция будет работать до 11 марта. Познакомиться с творчеством художников можно в галерее современного искусства ARTON Gallery.