С июля будущего года в Северной столице должна радикально измениться транспортная система. Эксперты уверены, что реализовать реформу невозможно даже за два-три года, не то что в указанный срок. Metro проанализировало ситуацию
В течение месяца в Смольном планируют утвердить концепцию транспортной реформы. Слово «реформа» стоит понимать буквально: изменения радикальные. Во-первых, чиновники готовы избавиться от коммерческих маршрутов и заменить их на социальные. Во-вторых, будет перекроена городская транспортная сеть: предполагают минимизировать дублирующие маршруты (сейчас таких в коммерческом секторе не менее двухсот). В-третьих, власти хотят примерно на треть сократить подвижной состав и обновить парк: транспорта станет меньше, но он будет вместительнее и современнее, а интервалы движения сократятся. Другие цели – распространить действие льгот на весь транспорт и создать единые правила. К примеру, соблюдать чистоту и безопасность, высаживать пассажиров только на остановках.
Точные параметры реформы пока не определены. Как отметила в комментарии Metro пресс-секретарь Комитета по транспорту Ирина Ефимова, списки маршрутов, подлежащих отмене и публикующихся в Сети (в одном из них – 296 пунктов), официальными не являются.
– Речь не идёт о закрытии всех коммерческих маршрутов, – говорит Ефимова. – Многие из них будут заменены на новые социальные. Кроме того, будут усилены и существующие маршруты. Основная задача: выстроить будущую маршрутную сеть так, чтобы она сохранила привычные горожанам транспортные связи.
Глас народа
Горожане, впрочем, бьют тревогу. Судя по рабочей схеме маршрутной сети, опубликованной комитетом 23 мая, некоторые магистрали вообще лишатся сообщения из-за исчезновения маршруток. Такая перспектива заставляет жителей ряда районов писать петиции в комитет. В частности, так поступили члены инициативной группы из Сестрорецка. Подобную же активность проявляют в Купчино.
Плюс на минус
Эксперты Metro утверждают, что сама реформа нужна, поскольку «рынок маршруток» сегодня крайне нецивилизованный. Но в указанные сроки она нереализуема и грозит транспортным коллапсом.
– Для разработки новой маршрутной сети принцип моделирования применён не был, – говорит Анатолий Хозяинов, руководитель проекта «Питертранспорт». – В итоге она разрабатывалась экспертным путём, на основе неполных данных о пассажиропотоках коммерческих маршрутов и с использованием старого доброго инструмента «на глаз». Масштаб изменений был заложен верный, однако конкретные решения не проработаны. Где-то дублируемость маршрутов только выросла – например, на Красносельском направлении. Где-то людей предлагают лишить единственного транспорта. Где-то будет проблема с наличием остановок – в посёлке Шушары. Чиновники эти вопросы до конца не разрулили.
Успеть осуществить реформу невозможно даже к 2021–22-му годам, не то что в следующем, уверен эксперт. Для этого нужно не только объявить конкурс до сентября, о котором говорят в комитете.
– Нужно около 450 новых остановок, ведь маршрутки ездят в том числе по улицам, где социального транспорта нет, тысячи новых павильонов ожидания, десятки километров выделенных полос и исправно функционирующая комплексная система управления транспортом, которая только разрабатывается, – заключает Хозяинов.
Эксперты уверены, что при должной подготовке и реализации в предлагаемой реформе есть и плюсы. Это вместительный и низкопольный транспорт, действие льгот и проездных, оплата по банковской карте, чёткий маршрут, безопасность, наличие современных информационных систем и так далее.
Более того, специалисты из Сингапура уже разработали для Петербурга проект динамической транспортной модели и презентовали его в Смольном.
Не идти по пути Москвы
Риски понимают и сами чиновники. Их эксперты назвали ещё в апреле 2018 года на Транспортном совете в Смольном. В частности, там использованы такие формулировки: «пеший подход возрастёт», «увеличение времени поездки», «рост пересадочности».
Василий Киселёв, глава Ассоциации перевозчиков пассажиров, в интервью ТИАП в конце мая говорил о том, что реформа в её нынешнем виде – это эксперимент, а городской транспорт – не место для экспериментов. В частности, он указывает на то, что в Москве в рамках своей реформы убрали маршрутки, но через какое-то время они вернулись. И ещё в большем количестве.
Магистралей, которые могут лишиться транспорта, несколько десятков. Примеры:
Синопская набережная, ул. Красного Текстильщика, Свердловская набережная до Арсенальной ул., частично Малый проспект П.С., Выборгская набережная и Приморский пр.
На севере города – в частности, Гжатская ул., ул. Гидротехников, Северный пр. на участке от Светлановского пр. до пр. Культуры; на востоке – Рябовское шоссе.