Отказался покидать родину
Бронислав Сигизмундович Малаховский известен тем, что создал паровоз серии С – один из лучших отечественных курьерских локомотивов, преодолевший скоростной рубеж в 100 км/ч.
Будущий инженер родился в Витебской губернии в 1867 году.
В 20 лет приехал в Петербург учиться в Санкт-Петербургском практическом технологическом институте.
– Чтобы поступить, Брониславу Сигизмундовичу пришлось доказывать своё дворянское происхождение, – рассказывает его праправнучка Станислава Малаховская.
Инженер Малаховский женился на полячке Екатерине Львовне Андреевой. В 1901 году у супругов родился первенец Лев, через год второй сын – Бронислав. Оба стали известными художниками-карикатуристами.
– Революция разделила семью, – продолжает Станислава. – Екатерина Львовна решила, что надо бежать из страны как можно дальше. Бежать было куда: в Швеции жила ее родная сестра Аделаида Шкилондзь, известная оперная певица.
Бронислав Сигизмундович уезжать отказался, сказал, что это его родина и он останется здесь навсегда. Мальчиков поставили перед выбором. В результате Лев уехал с матерью, а Бронислав остался с отцом.
В 1929 году инженер Малаховский по обвинению во вредительстве был арестован, работал в "шарашке" – ЦКБ-39. После освобождения устроился на Невский завод.
Умер в 1934 году в Ленинграде.
Дружба с Алексеем Толстым не спасла от расстрела
Если отцу пришлось доказывать свое дворянское происхождение, чтобы получить высшее образование, то сыну Брониславу, наоборот, нужно было заверить новую власть, что он готов строить социализм.
– Бронислава отчисляли из института "за социальную бесполезность", – говорит Станислава. – Чтобы вернуться в учебное заведение, он два года работал в Рабоче-крестьянской инспекции на железной дороге.
Бронислав Малаховский получил профессию архитектора, но прославился как художник-график.
– На архитектурных проектах рисовал не просто абстрактных людей, а своих однокурсников, преподавателей, – продолжает правнучка художника. – Изображал их так карикатурно, что все себя узнавали и смеялись.
Малаховский женился на Марии Тернавцевой. В семье родились дочь Катя и сын Дима.
– Художник работал в журнале "Чиж". Именно там появился один из первых советских комиксов "Умная Маша" – совместный проект Хармса и Малаховского, – продолжает Станислава. – Героиня этой истории Маша была срисована с дочки Кати. Позже у нее появляется младший брат – глупый Витя. Прототипом этого персонажа стал сын художника – мой дедушка Дима. Бронислав Брониславович рисовал иллюстрации для редакции "Детгиза", летом работал на даче. Сохранилось письмо дочери Кати, которое она написала бабушке в Ленинград: "Папа, когда работает, очень злой и все время упоминает какого-то Маршака. Когда заканчивает работать, становится добрым".
Бронислава Малаховского связывала с писателем Алексеем Толстым многолетняя дружба. Когда был написан "Золотой ключик, или Приключения Буратино", писатель настоял на том, чтобы иллюстратором первого издания сказки стал его друг. Книга вышла в 1936 году. Через год Бронислав был арестован.
– Малаховские отдыхали на даче в Пушкинских Горах, оттуда прадеда и забрали, – рассказывает Станислава. – Художника обвинили в шпионаже. За него хлопотал друг семьи Алексей Толстой. Но ничего не помогло. Прадеда осудили по 58-й статье: 10 лет без права переписки.
Валя – для своих, дима – для посторонних
В семье Малаховских есть такая легенда. Бронислав и Мария думали, как назвать новорожденного сына. Пришли гости. В шапку покидали записки с именами, Мария вытянула бумажку с именем Дима.
– На этой вечеринке не было сестры Марии – Ирины, – рассказывает Станислава. – Когда она узнала, что имя для мальчика выбрано, пришла в ярость: почему с ней не посоветовались. В крещении Дмитрий получил имя Валентин. В результате в семье мальчика называли только Валечкой, а если звонили по телефону и звали Диму или Дмитрия, значит, это был кто-то со стороны.
В 1937 году после гибели Бронислава его жену Марию вместе с детьми Катей и Димой выслали в Казахстан. Сестра Марии Ирина была замужем за известным художником-авангардистом, автором самого известного портрета Анны Ахматовой Натаном Альтманом. Во время Великой Отечественной войны они удочерили Катю.
– В 1948 году Марию арестовали, она умерла в Бутырской тюрьме, – говорит Станислава. – Ирина и Натан Альтманы усыновили 16-летнего Диму-Валентина.
Дмитрий Малаховский стал геоморфологом, ездил в экспедиции, а впоследствии преподавал в СПбГУ.
– К строгому профессору даже домой приходили студенты и аспиранты, всё время что-то досдавали, – вспоминает Станислава. – Со мной дедушка был мягким. Приучил к чтению, я любила его рассказы об экспедициях.
Дмитрий Брониславович занимался восстановлением генеалогического древа Малаховских, ездил в Польшу в архивы, заказывал переводы с польского.
– Так мы узнали, что о нашем знаменитом предке Станиславе Малаховском в Варшаве издана целая книга: он был председателем Польского сейма в конце XVIII века, обладателем графского титула.
Восстановила справедливость
Младший сын Дмитрия Малаховского Василий тоже получил геологическое образование.
– Папа первым из нашей семьи стал заниматься организацией выставок своего родного деда Бронислава Брониславовича, – рассказывает Станислава. – Кстати, папа хотел меня назвать Брониславой. Но мама сказала, что имя у девочки не должно начинаться с "бр". Сошлись на нейтральной Станиславе.
Станислава Малаховская стала музыкантом и художником.
– Мои предки очень музыкальны. Прадед, помимо того что был художником-графиком, окончил музыкальное училище, у деда Дмитрия был драматический тенор, папа тоже прекрасно поет. Но ни у деда, ни у отца музыкального образования нет. Когда мне было четыре года, папа отвел меня в музыкальную школу, в класс флейты. Когда исполнилось 12, отец решил, что я должна учиться играть на гитаре. Подарил инструмент и отвёл к преподавателю.
Сейчас кроме гитары Станислава играет на арфе, китайском гуджене, кристальной арфе. Выступает с ансамблем Mama Nature Band.
Правнучка знаменитого графика Бронислава Малаховского получила художественное образование. Одна из последних ее работ – 86 иллюстраций к книге сказок.
– Я окончила магистратуру по искусствоведению, диссертацию писала про Натана Альтмана, ему же будет посвящена и кандидатская, – говорит искусствовед и художник. – Дедушка так много писал про Малаховских, а про Альтмана – ни строчки. Я решила восстановить справедливость. Обнаружила, что ни один искусствовед прицельно творчеством художника не занимается, а последнюю его выставку организовала вдова Ирина Щеголева-Альтман в 1979 году в Москве.
За последние два года мы с семьей открыли три выставки. Одна из них прошла в Фонтанном Доме. Так знаменитый портрет Ахматовой впервые побывал дома у поэтессы.