Ущерб от мошенничества, рассчитанного на доверчивых пользователей мобильных телефонов, в России постоянно растет.?Несмотря на информирование своих абонентов, мобильные операторы сталкиваются со все новыми видами обмана.?Перед новогодними каникулами эта тема становится особенно актуальной.

Представители крупнейших поставщиков услуг на рынке сотовой связи страны еще раз рассказали о мобильном мошенничестве на круглом столе Metro.

Участники "круглого стола":

Сергей Савчук, директор Санкт-Петербургского филиала "Билайн"Александр Цыпкин, директор по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Иван Золочевский, директор филиала ОАО "МТС. Северо-Запад" Марина Володина, директор по обслуживанию "TELE2. Санкт-Петербург"

Что-то коренным образом изменилось в этой области за год?Савчук: Мошенничество в сфере мобильной связи в 2009 году побороть не удалось никому. Лидирующие позиции занимают все те же способы, которые рассчитаны на психологическое влияние на человека. Это воздействие на эмоции (например, в хрестоматийных "я попал в беду" – это страх за близкого, в случае "вы выиграли приз на радиостанции" – радость).Володина: Существует четыре наиболее распространенных вида мобильного мошенничества. Первый – розыгрыши крупных денежных сумм, бытовой техники, ноутбуков, когда надо перезвонить и пополнить счет. Второй – рассылки сообщений от имени родных и близких абонента, попавших в беду, с просьбой срочно пополнить счет. Третий – "ошибочный" перевод средств. Абонент получает SMS о поступлении на счет суммы. После чего звонит "невнимательный абонент", то есть мошенник, сообщает об ошибочном пополнении счета. Еще один яркий пример: абоненту звонит лжесотрудник компании-оператора, информирует, что он нарушил условия договора, поэтому ему необходимо оплатить какой-то штраф.Какие "новые уникальные" методы придумывают мошенники?Цыпкин: Сейчас в Интернете можно найти большое количество рекламных сообщений с предложением "проверить свою половинку на верность", "узнать, что пишут любимой девушке", поставив "SMS-шпиона", и т.п. Прочесть текст чужого SMS-сообщения невозможно. Дело в том, что оператор фиксирует только факт доставки сообщений, тексты SMS-сообщений стираются сразу после доставки абоненту. Также много предложений определить местоположение человека; но следить за абонентом без его согласия невозможно, т.к. алгоритм подключения этих услуг защищен. Каковы масштабы преступлений, совершаемых в этой сфере?Савчук: В 2008 году наша компания инициировала проведение исследования. Охвачено 11 городов России с населением более 1 млн чел. Оказалось, что 7% – жертвы обмана, основанного на доверии, т.е. практически 9,5 млн пользователей сотовой связи. 4% – жертвы краж мобильных телефонов – практически 5,4 млн пользователей сотовой связи.

Итого 11% жертв мошенничества – это более 10 млн пользователей сотовой связи в стране.?Володина: В 2009 году по сравнению с предыдущим годом количество обращений абонентов, связанных с мобильным мошенничеством, снизилось на 40%. Данный факт свидетельствует о том, что наши абоненты стали менее доверчивыми и реже попадались на уловки мошенников. Тем не менее в среднем в месяц к нам поступает около 90 звонков по вопросам, связанным с всевозможными лжерозыгрышами и другими видами мобильного мошенничества. Каковы основные меры предосторожности, которые позволят не попасться?Золочевский: Прежде всего, мы призываем абонентов изучать все поступившие сообщения. Если абонент сомневается в правдивости поступившей информации (например, сообщение о выигрыше в викторине, об изменении технических настроек и пр.), он всегда может проверить ее у своего оператора. Цыпкин: Необходимо внимательно читать текст рекламных сообщений: там может быть информация о стоимости услуги, но, как правило, если это мошенники, информация о стоимости ложная или завуалированная (например, доступ к услуге – 5 рублей в день, но мелкими буквами написано, что ты платишь сразу за месяц и т.п.). Обычно абоненту предлагается отправить SMS на тот или иной короткий номер, при этом заявляемая мошенниками стоимость (чаще всего 6–9 рублей) существенно ниже, чем реальная (100–300 руб. за одно сообщение). Что делать, если у вас украли мобильный телефон?Золочевский: При утрате телефона необходимо позвонить в контактный центр своего оператора и заблокировать SIM-карту для сохранения средств на счете и предотвращения возможных случаев мошенничества. Там же вы сможете узнать адрес ближайшего салона-магазина, где вам выдадут дубликат SIM-карты с прежним номером в день обращения. Может ли оператор самостоятельно заниматься поиском телефона?Золочевский: Нет, необходимо обратиться в милицию. По существующему законодательству действия операторов по обнаружению аппарата возможны только по запросу правоохранительных органов. Но как-то операторы могут влиять на те номера, с которых идут мошеннические сообщения?Савчук: В соответствии с условиями подключения и пользования услугами связи компания может приостановить предоставление услуг абонентам, наносящим вред другим абонентам или третьим лицам с использованием услуг оператора. Любое обращение абонентов к нам в компанию внимательно изучается и проверяется сотрудниками компании. На основании обращения абонента номер мошенника может быть заблокирован после тщательной проверки и отправки уведомления абоненту о блокировке номера. Почему люди продолжают верить мошенническим сообщениям, несмотря на обильное информирование со стороны операторов?Володина: К примеру, многие мошенники творчески подходят к написанию текстов SMS и могут попросить пополнить счет "Лене на шашлыках" или надавить на родственные чувства, отправив сообщение такого содержания: "Мама, на ту сим-карту больше не звони, срочно скинь сюда 500 руб. Помоги, позже все объясню". В последнее время мошенники сообщали нашим абонентам о том, что они выиграли автомобиль.