Рынок загородной недвижимости в последние годы развивался стремительно. Те, кто не успел обзавестись шестью сотками в советское время или решил переселиться из города в пригороды, приобретали коттеджи.?С началом кризиса рост остановился, поскольку загородная недвижимость не является приоритетным средством вложения денег для россиян.
Как потребители, желающие приобрести или арендовать коттеджи, реагируют на финансовую обстановку в стране и что предпочитают покупать сейчас,?рассказали участники рынка на круглом столе Metro.
Участники круглого стола:
Станислав Азацкий, директор компании "АДВЕКС. Загородная недвижимость" Людмила Юшина, руководитель направления загородной недвижимости "Прогаль" Леонид Веденеев, директор Северо-Восточного департамента ООО "Александр" Андрей Уманский, директор департамента загородной недвижимости "Бекар" Андрей Бочков, генеральный директор "Управляющей компании "Пул-Экспресс"
В каком состоянии находится рынок загородной недвижимости сейчас?>>Азацкий: Рынок загородной недвижимости все также не особенно активен. Несмотря на возросшую активность покупателя в марте- апреле текущего года, реальных покупок загородной недвижимости совершалось значительно меньше по сравнению c количеством сделок в период с 2007 и до сентября 2008 года. В мае покупательская активность по поиску и осмотру интересующих объектов, не говоря уже о фактических покупках, еще снизилась. В результате объем продаж упал практически уже в 5 раз по сравнению с прошлогодним периодом.Кто сейчас по-прежнему готов приобретать загородную недвижимость?>>Юшина: Круг покупателей сузился. В основном ими теперь являются те, кто в условиях общеэкономических проблем сохранил стабильный уровень доходов, кто видит ценность в загородной недвижимости для повышения качества жизни, – одним словом, у кого есть желание и возможность переехать за город или иметь дополнительно к городской квартире дачу, коттедж. И следует заметить, что выбор у них сейчас очень большой, предложений у нас много на разный вкус и кошелек. Многие покупатели, кстати, сейчас смекнули, что с учетом снижения цен на строительные материалы и услуги можно купить участок размером побольше и построить на нем дом, затратив в сумме денег меньше, чем год назад.Кризис не затронул рынок в такой же степени, как в 1998 году? >>Веденеев: При оценке последствий кризиса за точку отсчета брался сценарий кризиса 1998–99 годов. Но если после глубокой девальвации рубля в 1998 году двигателем снижения стал первичный рынок – строители работали с хорошей прибылью, даже резко снизив цены, то кризис 2008 года идет по пути ограничений спроса. Сначала умерла ипотека коммерческих банков, потом сократили ипотеку и государственные кредитные организации. При этом первичный рынок сопротивляется снижению цен еще сильнее вторичного. Восстановление рынка сейчас больше зависит от банковской сферы и скорости снижения процентной ставки по кредитам, чем от скорости снижения цен.Какие объекты загородной недвижимости сейчас пользуются наибольшим спросом?>>Уманский: Это,?во-первых, участки 6 соток с садовыми домиками или баньками в пределах 500–600 тыс. рублей. Во-вторых, домики в ИЖС в пределах 1,5–1,8 млн рублей. То есть все самое дешевое. Кроме того, сейчас есть спрос на элитные, очень дорогие объекты стоимостью от 30 млн рублей.Готовы ли петербуржцы переезжать за город?>>Бочков: С моей точки зрения, готовы. Достаточно большое количество обращений к нам – это подбор загородного дома для постоянного проживания. Большинство из желающих переехать за город при этом не готово полностью отказаться от городских квартир, но если сравнить время в пути до офиса в центре Петербурга из Всеволожска или Осиновой Рощи и, например, от метро "Пр. Просвещения" или "Московская", то выяснится, что, с учетом наличия КАДа, время в пути не сильно отличается. >>Уманский: Переезжать насовсем за город люди не готовы сейчас и не были готовы до кризиса. Никто не променяет сейчас городскую квартиру на дом за городом, потому что очевидны проблемы с транспортной доступностью. Очевидны экологические преимущества домов за городом, большие площади, но отдаленность от города и нередко скупая инфраструктура перекрывают эти достоинства. До кризиса люди были готовы приобретать загородные дома и жить в них часть недели круглый год, сейчас докризисная динамика развития изменилась в корне. Сейчас загородное жилье рассматривается разве что как значительно более дешевая альтернатива городской квартире.Как потребителю выбирать загородную недвижимость?>>Азацкий: Прежде всего необходимо выбрать район, в котором вам предпочтительнее проживать либо использовать для дачного отдыха. Затем нужно смотреть на сам район: окружение, подъезд, близость естественных водоемов, лес, наличие рядом каких-то административных или промышленных зданий, построек и т. д. Важно наличие коммуникаций, инфраструктура поселка в целом. Далее обращаем внимание на состояние земельного участка: его параметры, обустроенность, ухоженность, наличие растительности, деревьев и т. п. Смотрим качество самого дома: фундамент, желательно осмотреть и внутри, подвал или подпол, состояние стен, чердачное помещение, кровлю. И очень важный момент – изучаем документы: на каком праве принадлежат земельный участок и строения. А чтобы обезопасить себя, нужно обратиться в надежную риелторскую компанию.Аренда загородной недвижимости по-прежнему актуальна и пользуется популярностью?>>Юшина: Востребованность загородного отдыха очень высока. Учитывая, что многие из тех, кто в прошлом году планировал купить дачу, сделать это из-за кризиса не смогли, вырос спрос по аренде дач и коттеджей. У нашего отдела аренды весна выдалась жаркой. Можно ли сейчас предположить, как рынок загородной недвижимости будет развиваться после кризиса? >>Веденеев: Скорее всего, он будет двигаться по скандинавскому пути: каркасные недорогие дома, попроще снаружи и посерьезнее внутри, побольше участки и все дальше от города – для тех, кому нужна дача. >>Бочков: Рынок уже изменился. Придется исходить из того, что спросом будет пользоваться продукт высокого качества. С рынка уйдут те, для кого этот бизнес не является основным, или те, кто не способен его развить. Цены, скорее всего, практически достигли своего дна.