То, что в "Манеже" тебя ждёт что-то грандиозное, понимаешь ещё на подходе к Выставочному центру: красные в белый горох деревянные щиты закрывают здание от крыши до самой земли. Заходим внутрь и оказываемся... на Пушкинской улице прямо в скверике перед памятником Александру Сергеевичу. Только почему-то великий русский поэт стал красным в горошек. Вокруг расставлены лавочки, сама Пушкинская улица тоже здесь: благодаря видеоряду, который транслируется со стен, получается эффект полного присутствия. Отсюда и берёт своё начало история знаменитого арт-центра.
Куда плывёт ковчег
Основываясь на концепции ковчега, организаторы представили галереи с экспонатами в виде контейнеров. Всего их 28, в них размещено более 400 работ. Но выставка не заканчивается в стенах "Манежа": с западного фасада здания расположилась инсталляция надувных деревьев, что символизирует то место, куда в итоге и прибывает ковчег – своеобразный райский сад. Кстати, будьте готовы к тому, что на выставке у вас будет рябить в глазах: практически всё, и деревья, и контейнеры, и стены, и пол – красное в белый горох. Как выяснилось, это цвета фирменного флага легендарного арт-центра.
Возле лестницы на второй этаж заметное оживление: посетители фотографируются с огромным белым шаром, подвешенным под потолком.
Сладкий запретный плод
Выставка состоит из экспозиционных блоков, объединяющих различные художественные группировки: Арефьевский круг, Газаневщина, ТЭИИ, круг Стерлигова, "Митьки" и другие. Одна из галерей посвящена знаменитым экспозициям в ДК Невский и ДК Газа, которые состоялись в 1975–1976 годах. Это было впервые, когда художники вышли из подполья и им разрешили показать своё творчество широкому зрителю.
По словам Богдана Хилько, в отличие от московских художников, творчество ленинградских не было столь политизировано. Столичные творцы предпочитали искусство соц-арт, концептуализм, а ленинградские неформалы больше интересовались художественными вопросами: проблемой формы, материала, с которым работает художник, и больше уходили в философские проблемы.
Безногий экспонат
Понятно, что на выставке неформального искусства все экспонаты необычны, но нам удалось найти самый душераздирающий. Работа Эдуарда Берсудского под названием "1946" приковывает к себе взгляд моментально. Описание красноречиво "… Мне – 7 лет. Стою на Невском напротив "Коллизея". Мимо меня едет трамвай. Сзади прицепился крюком безногий на коляске и машет мне рукой". Экспонат представляет собой того самого безногого человека, едущего на платформе с колёсиками, за его спиной мартышка, спереди птица в клетке. Его руки в кандалах, на голове железные якоря, на средстве его передвижения висит большой церковный колокол. Венчает "коляску" козлиный череп с рогами.
В коллекции экспозиции работы более 200 художников-нонконформистов. Среди них есть известные мастера своего дела: Владимир Духовлинов, Рихард Васми, Юрий Нашивочников, Геннадий Устюгов, Анатолий Басин, Николай Сажин, Сергей Ковальский, Тимур Новиков, Евгений Орлов и многие другие. Но если эти имена вам ничего не говорят, советуем пройтись по галереям "Манежа" вместе с экскурсоводом. Сама же выставка ждёт гостей до 9 сентября.