То, что в "Манеже" тебя ждёт что-то грандиозное, понимаешь ещё на подходе к Выставочному центру: красные в белый горох деревянные щиты закрывают здание от крыши до самой земли. Заходим внутрь и оказываемся... на Пушкинской улице прямо в скверике перед памятником Александру Сергеевичу. Только почему-то великий русский поэт стал красным в горошек. Вокруг расставлены лавочки, сама Пушкинская улица тоже здесь: благодаря видеоряду, который транслируется со стен, получается эффект полного присутствия. Отсюда и берёт своё начало история знаменитого арт-центра.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

– Мы "находимся" в Пушкинском сквере, куда как-то пришли три основателя "Пушкинской-10": Сергей Ковальский, Юрий Рыбаков и Евгений Орлов, – рассказал Metro экскурсовод Богдан Хилько. – Как гласит легенда, они сели на скамейку, немного выпили и внезапно услышали голос Пушкина, который сказал им, указав на расселённый дом: "Вот вам, гонимые неофициальные художники, убежище. Селитесь там, живите и творите". Художники восприняли это как глас свыше, зашли во двор, увидели действительно расселённый дом, и он им показался неким ковчегом, на котором они могут отправиться в будущее, вот поэтому у нашей выставки такое название.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

Куда плывёт ковчег

Основываясь на концепции ковчега, организаторы представили галереи с экспонатами в виде контейнеров. Всего их 28, в них размещено более 400 работ. Но выставка не заканчивается в стенах "Манежа": с западного фасада здания расположилась инсталляция надувных деревьев, что символизирует то место, куда в итоге и прибывает ковчег – своеобразный райский сад. Кстати, будьте готовы к тому, что на выставке у вас будет рябить в глазах: практически всё, и деревья, и контейнеры, и стены, и пол – красное в белый горох. Как выяснилось, это цвета фирменного флага легендарного арт-центра.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

– Флаг создал Андрей Хлобыстин, версий его происхождения несколько, – уточняет Богдан Хилько. – Одна из них, что это знамя мифического царя Гороха, под которым неформальные художники начали своё движение в светлое будущее. Другая трактовка гласит, что красный цвет символизирует тоталитаризм системы, а белые круги – островки свободы, с которыми художники себя сами ассоциировали.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

Возле лестницы на второй этаж заметное оживление: посетители фотографируются с огромным белым шаром, подвешенным под потолком.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

– Это одна из версий Параллелошара, – объясняет экскурсовод. – Придумал его Сергей Ковальский, художник-примитивист, довольно ироничный. У него была такая концепция, которую Ковальский применил к "Пушкинской-10":  Параллелошар как структура, независимая от внешнего мира. Художники живут в этом шаре, там взаимодействуют сами с собой, воспроизводятся, самообучаются и обмениваются внутри собственной сферы.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

Сладкий запретный плод

Выставка состоит из экспозиционных блоков, объединяющих различные художественные группировки: Арефьевский круг, Газаневщина, ТЭИИ, круг Стерлигова, "Митьки" и другие. Одна из галерей посвящена знаменитым экспозициям в ДК Невский и ДК Газа, которые состоялись в 1975–1976 годах. Это было впервые, когда художники вышли из подполья и им разрешили показать своё творчество широкому зрителю.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

– Тогда в ДК Газа очереди стояли огромные, отчасти потому, что зрителей запускали дозированно и разрешалось находиться там только полчаса, – говорит экскурсовод. – Вообще интерес к этим событиям в культурной жизни города был невероятно высок, что и понятно. Раньше такие выставки проходили только в квартирах, и далеко не все могли на них попасть: кто-то боялся преследований, и в целом на них приглашали только друзей. А здесь же появилась возможность увидеть что-то новое, а, как известно, запретный плод сладок. Реакции на само искусство были, конечно, разнообразные, но интерес всё равно был очень высок. Единственное, что после этих выставок снова последовали репрессии, кого-то даже вынудили уехать за границу.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

По словам Богдана Хилько, в отличие от московских художников, творчество ленинградских не было столь политизировано. Столичные творцы предпочитали искусство соц-арт, концептуализм, а ленинградские неформалы больше интересовались художественными вопросами: проблемой формы, материала, с которым работает художник, и больше уходили в философские проблемы.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

Безногий экспонат

Понятно, что на выставке неформального искусства все экспонаты необычны, но нам удалось найти самый душераздирающий. Работа Эдуарда  Берсудского под названием "1946" приковывает к себе взгляд моментально. Описание красноречиво "… Мне  – 7 лет.  Стою на Невском напротив "Коллизея". Мимо меня едет трамвай. Сзади прицепился крюком безногий на коляске и машет мне рукой". Экспонат представляет собой того самого безногого человека, едущего на платформе с колёсиками, за его спиной мартышка, спереди птица в клетке. Его руки в кандалах, на голове железные якоря, на средстве его передвижения висит большой церковный колокол. Венчает "коляску" козлиный череп с рогами.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

– Да, наверное, это самый шокирующий экспонат на нашей выставке, – соглашается Богдан Хилько.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

В коллекции экспозиции работы более 200 художников-нонконформистов. Среди них есть известные мастера своего дела: Владимир Духовлинов, Рихард Васми, Юрий Нашивочников, Геннадий Устюгов, Анатолий Басин, Николай Сажин, Сергей Ковальский, Тимур Новиков, Евгений Орлов и многие другие. Но если эти имена вам ничего не говорят, советуем пройтись по галереям "Манежа" вместе с экскурсоводом. Сама же выставка ждёт гостей до 9 сентября.

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото:

 

Зинаида Белова, "Metro"

Фото: