- Галина Геннадьевна, какие проблемы с речью чаще всего встречаются у современных детей? Можно ли сказать что их стало больше, чем раньше?

Действительно, в последние годы стало больше детей, имеющих речевые расстройства. Как дошкольного, так и школьного возраста. У малышей мы можем наблюдать фонетико-фонематические нарушения, это когда ребенок путает звуки, заменяя один на другой, или вовсе не произносит какие-то из них. Ребенок плохо может различать слова, близкие по звуковому составу ( лак-рак, мишка-миска, кочка-кошка и т.д.). А также пропускает, переставляет и добавляет слоги и звуки в речи.

Также у дошкольников часто встречается и общее недоразвитие речи – скудная лексика, незнание обобщающих слов, неточное употребление слов в речи, замены слов, нарушения в построении предложений, затруднения в пересказе текста.

У детсадовцев зачастую выявляют и заикание. Это может быть как самостоятельное речевое расстройство, так в и сочетании с вышеупомянутыми нарушениями.

В школьном возрасте у детей могут быть диагностированы нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дизорфография. Они мешают усваивать школьную программу, т.к. нарушения письменной речи приводять к постоянным и специфическим ошибкам письма и чтения. И сами по себе не исчезают.

- В первый год жизни ребенка на что обращать внимание родителям, чтобы не допустить проблем с речью в будущем?

Бывает, что уже в младенческом возрасте некоторым детям необходима логопедическая помощь. Необходимость такого раннего вмешательства родителям помогут определить специалисты при прохождении ребенком плановых медицинских осмотров.

Есть определенные критерии речевого развития ребенка в первый год жизни. В 3-6 месяцев – время появления гуления, лепета. 6-10 месяцев – стадия активного лепета и развития понимания речи, 10-12 месяцев – время появления первых слов. Если у ребенка отсутствуют гуление, лепет, не появляются первые слова – это повод для обращения к логопеду.

- Первый год позади. Что дальше?

С 2 до 3 лет речь ребенка активно пополняется словами, прежде всего существительными и глаголами, он начинает использовать простые предложения, состоящие из 2-3 слов.  В случае, если в словаре ребенка мало слов, отсутствует фраза, ребенок не произносит звуки раннего онтогенеза (гласные, согласные п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х и их мягкие пары), необходимо получить консультацию логопеда.

В этом возрасте особую настороженность  у родителей должны вызывать отсутствие собственной речи ребенка (при этом ребенок может хорошо понимать обращенную к нему речь) или речь ребенка, не напоминающая речь родного языка. Данные факты опять-таки должны стать обязательным поводом для обращения за логопедической помощью.

- Что может пойти не так после 3 лет?

В возрасте 3- 4 лет словарь ребенка расширяется  за счет местоимений, прилагательных и предлогов. В 3 года у ребенка должно быть сформировано произношение свистящих звуков, в 4 года  - шипящих. Если в этом возрасте словарный запас ребенка недостаточный, присутствуют нарушения звукопроизношения, при произнесении слов ребенок пропускает, переставляет, добавляет слоги и звуки, также необходима консультация логопеда.

Начиная с 4 лет поводом для обращения к логопеду служат имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения, неправильное употребление слов, нарушения в образовании новых слов (например, "шапика" вместо "шапочка"), ошибки в  построении предложений (пропуски слов, неправильный порядок слов), трудности пересказе текста. Позже всего, к 5-6 годам, формируется произношение  Р, РЬ, Л, ЛЬ.

В любом возрасте родителей должны настораживать внезапная остановка или  прерывание речевого развития ребенка, наличие запинок в речи. Это серьезный повод для диагностики ребенка и проведения с ним коррекционной работы.

Распространено мнение, что речь это наследственное, и часто можно услышать – "у него папа молчал до 5 лет, и ничего, все хорошо". Это заблуждение?

Это миф. Речь по наследству не передается. Однако, есть ряд речевых нарушений, при которых наследственные факторы являются предрасполагающими (ринолалия, заикание, дисграфия, дислексия). Но именно предрасполагающими, а не основополагающими  То есть имеет место быть ряд и других факторов. 

В случае алалии (отсутствия речи у ребенка), согласно исследованиям, наследственность имеет место быть приблизительно в 15 % случаев от общего числа детей с данным речевым расстройством.

И еще частое мнение – что девочки "говорливее" мальчиков.

Действительно, существуют гендерные различия в  речевом развитии детей: девочки опережают в развитии речи мальчиков. К тому же нарушения речи у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек (приблизительно в 2-3 раза). Это связан с  более поздним, по сравнению с девочками, созреванием мозговых структур, ответственных за речь, и более поздними сроками формирования межполушарного взаимодействия.

Почему вообще возникают проблемы с речью? Многие врачи говорят что всему виной гаджеты, это правда?

Нарушения речи могут быть обусловлены самыми разными причинами.  Это патология беременности матери, патология родов, заболевания и травмы ребенка в первые годы жизни,  неправильная речь окружающих (подражание этой речи), недостаточность речевого общения с ребенком и невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неблагоприятные социальные условия,  психологические травмы, педагогическая запущенность и т.п.

Прямой вины гаджетов в возникновении речевых нарушений нет, однако, если гаджеты практически полностью заменяют ребенку речевое общение со взрослым и сверстниками, то они могут служить причиной задержки речевого развития ребенка, либо усугубления уже имеющегося речевого дефекта, либо, при наличии предрасполагающих факторов, вызвать его появление.

Часто слышишь от врачей, что до 3 лет не надо обращаться к специалистам. Стоит ли ждать 3 лет?

Не стоит ждать 3 лет. Стимуляцию речи родителям следует начинать с  младенческого  возраста, с вызывания у ребенка предречевых вокализаций (гуления, лепета). В дальнейшем родители играют значимую роль в формировании у ребенка понимания речи, развитии словаря, грамматического строя речи, связной речи.

При наличии симптомов, не соответствующих нормальному речевому онтогенезу, обращаться к специалистам нужно обязательно, не дожидаясь 3 лет.

Нужно ли идти к врачу из-за заикания, или "перерастет"?

Появление запинок в речи ребенка обязательно требует обращения к специалистам. Они помогут разобраться в природе запинок. Так, физиологические запинки (итерации) могут возникать у детей 2-5 лет, когда развитие мышления опережает  речевые возможности ребенка. А патологические (заикание) – означают судорожное состояние мышц речевого аппарата. Исходя из причин следует и назначать коррекцию.

Сейчас очень распространены нейропсихологи, чем они могут помочь и кому к ним идти?

Действительно, причины обращения к нейропсихологу обширны: от отсутствия у ребенка  мотивации к деятельности до гиперактивности или напротив повышенной утомляемости и нарушения восприятия, внимания, памяти, речи и др. Нейрокоррекция включает в себя целый комплекс упражнений, которые стимулируют работу головного мозга, и является хорошей предпосылкой для формирования речи.

Но стоит понимать, что занятия с нейропсихологом не могут  служить альтернативой логопедическим занятиям или занятиям ребенка с дефектологом, и не могут их заменить.

Очень модна сейчас ава-терапия, кому она будет полезна?

АВА-терапия (метод поведенческой терапии) используется преимущественно в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  В коррекционной работе с детьми-алаликами этот метод возможно применять только на начальных этапах, так как некоторые принципы АВ-терапии не позволяют в полной мере развить речь ребенка, они нацелены прежде всего  на коррекцию девиантного поведения ребенка и  формирование первичных речевых умений и навыков.