Венский государственный балет впервые приезжает в Россию, на фестиваль DANCE OPEN. Что ждет зрителей? Чем будете удивлять публику?
Организаторы Фестиваля обратились ко мне с просьбой подготовить программу, полностью состоящую из постановок, созданных специально для труппы Венского государственного балета. Знаете, у нас есть такая традиция: накануне Нового года по телевидению показывают праздничный балетный концерт. Признаться, это ежегодное событие абсолютно не отражает всех возможностей нашей труппы. А у нас очень богатый репертуар – от классических постановок до авангардных спектаклей. И, разумеется, состав артистов – самый лучший.
Почему для программы грядущего Фестиваля были выбраны балеты Сумерки Хэлен Пикетт, Игры ветра Патрика де Бана и Обратный отсчет Наталии Хоречна? Чем интересны эти постановки?
Постановщики всех перечисленных вами произведений представляют новое поколение талантливейших хореографов. Все трое в свое время имели счастье работать с мэтрами мировой балетной сцены – и это они вдохновили их на создание этих работ. Хэлен Пикетт сотрудничала с Форсайтом, Патрик де Бана работал вместе с Бежаром и Дуато, а Хоречна – с Ноймайером и Килианом. Мне как художественному руководителю крайне важно дать возможность новому поколению хореографов высказаться, создать и поставить что-то новое, а солистам труппы дать возможность выступать в новых постановках.
Вы были лично знакомы с Рудольфом Нуреевым. Какие советы он Вам давал? Какое впечатление оставил?
Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Я очень многому у него научился! Он всегда говорил, что нужно выкладываться по максимуму, обогащать свой кругозор, творчески развиваться. Исполнять балеты в его редакции – стало большой удачей в моей карьере, хотя его постановки классических балетов были не самыми простыми. Однако, получив этот бесценный опыт, я мог взяться за любой проект. Нуреев помог мне достичь того уровня, когда я сам смог выйти на мировую балетную сцену. Надеюсь, теперь вы понимаете, какую важную роль он сыграл в моей жизни.
Какая у Вас была любимая партия, когда Вы были в труппе Парижской оперы и почему?
Сложно сказать. В жизни бывают такие моменты, когда кажется, что исполняемая тобою роль в данный момент времени – самая любимая, самая лучшая. Но только когда ты завершаешь карьеру артиста балета, ты сможешь в полной мере осознать, что именно было наиболее важным и значимым. Что касается классического репертуара, я по-настоящему наслаждался, исполняя роль де Грийе в балете Манон, конечно же Ромео… Знаете, я работал с огромным количеством великих хореографов, и, правда, затрудняюсь ответить на этот вопрос.
Вам ведь даже удалось выступить на основной сцене Мариинского театра. Нет ли желания станцевать на Новой сцене?
Ничего не имею против новой сцены, но волшебство исторической сцены особенно, это чувство, когда ты выходишь на сцену старейшего театра, - оно невероятно и непередаваемо. То же испытываешь, когда стоишь на сцене парижского Опера Гарнье или Опера Бастиль.
Немного о венском государственном балете. Состав труппы поистине интернационален. Есть ли среди солистов артисты из России? И если да, отличается ли их стиль, школа от других артистов?
Да, в нашей труппе очень много исполнителей из России. Когда я оказался в Вене – был невероятно поражен их работой. Еще с раннего детства я не переставал восхищаться русскими исполнителями, русской школой балета. Честно говоря, они всегда меня вдохновляли и воодушевляли. Русская школа остается непревзойденной, а исполнители из России обладают невероятным чувством стиля и выражения. Работа с русским артистами балета всегда оказывается плодотворной и результативной.
В 2000 году вы получили приз Нижинского – Лучший танцовщик мира. Видели ли вы художественный фильм о нём? И как вы считаете существуют ли более-менее хорошие художественные фильмы о мастерах балета?
Мне было невероятно приятно получить эту награду, но согласитесь, никто не может иметь статус лучшего танцовщика в мире! Буквально каждый день ты можешь наблюдать, как тот или иной артист в данном конкретном репертуаре будет исполнять роль значительно лучше, чем ты. А что касается фильма, да, я его смотрел, как и многие другие о балете. Что мне точно не понравилось, так это Черный лебедь – неудачная карикатура на мир балета.