В сентябре петербургскому трамваю исполнится 112 лет. В 80-х система была крупнейшей в мире, но в следующие десятилетия развивалась не столь активно.
В ближайшие годы ситуацию будут исправлять. В городе появятся новые маршруты и составы, пообещал глава Петербурга Александр Беглов. Рассказываем, какие именно.
2019 год должен вдохнуть в развитие этого исконно петербургского транспорта новую жизнь.
Во-первых, с 1 сентября для горожан полностью откроют четыре маршрута частного трамвая – первого в России. Инновационные составы «Чижик» будут перевозить от ст. метро «Ладожская» более 100 тыс. человек в день. Для Северной столицы это также первое с конца 1990-х годов новое строительство полноценных трамвайных маршрутов.
Во-вторых, глава города Александр Беглов анонсировал появление двух новых маршрутов: Шушары – Колпино и Купчино – Шушары – Славянка. Также рассматривается маршрут до Кудрово, а в более отдалённой перспективе – и до Красного Села.
В-третьих, активно обновляется подвижной состав. До 2025 года город закупит 500 трамваев. Новые низкопольные трёхсекционные «Витязи-М» выходят на линии. Кроме того, Петербург тестирует энергосберегающие трамваи на водороде, для которых не нужна контактная сеть.
Новые трамваи отправятся из Шушар в Колпино
Маршрут: метродепо «Южное» / ст. метро «Шушары» – Колпино
Стадия: проектирование
– Сейчас строится Фрунзенский диаметр от метродепо «Южное», – рассказал действующий губернатор Александр Беглов. – Оттуда мы планируем – и уже приступили к проектированию – трамвайную линию до Колпино.
Электродепо «Южное» располагается за станцией метро «Шушары» (сроки открытия – к 1 сентября 2019 года) на Фрунзенско-Приморской линии.
Согласно планам, протяжённость проектируемого трамвайного маршрута составит 12,7 километра. Предельный пассажиропоток в перспективе превысит 35 тыс. человек в сутки.
В рамках проекта будут организованы две конечные точки.
Первая – сама станция метро «Шушары». Вторая конечная остановка, согласно проекту, – в городе Колпино на пересечении Заводского проспекта и Пролетарской улицы. Она будет совмещена с разворотным автобусным кольцом и диспетчерской станцией. Также там устроят перехватывающую парковку.
Большой микрорайон свяжут с Санкт-Петербургом
Маршрут: Купчино – Шушары – Славянка
Стадия: запланирован
Трамвайная сеть по маршруту ст. метро «Купчино» – посёлок Шушары – микрорайон Славянка предусмотрена в Генеральном плане Санкт-Петербурга.
– Мы работаем над этим проектом. Он обязательно будет реализован. Он у нас в планах, – заявил в эфире телеканала «78» Александр Беглов. Реализовывать проект Петербург будет с частным инвестором на основе концессионного соглашения.
По оценке Владимира Омельницкого, главы администрации Пушкинского района, после завершения проекта из Купчино до Шушар можно будет добраться за 15 минут, до Славянки – за полчаса. Строительство предполагают начать уже в будущем году. Первый участок – до Шушар – должен быть открыт в 2023 году, второй – до микрорайона Славянка – в 2024-м. Протяжённость новой трамвайной линии, на которой будет 15 остановок, составит 21 км.
В первую очередь проект повысит доступность города для жителей микрорайона Славянка, который располагается в Пушкинском районе и входит в границы внутригородского муниципального образования «Посёлок Шушары».
В перспективе – Кудрово и Царское Село
Маршрут: ст. метро «Улица Дыбенко» – Кудрово
Стадия: на рассмотрении
По словам Александра Беглова, главной задачей для петербургских властей является определение территорий, где наиболее остро ощущаются проблемы с транспортом. Кудрово, активно растущий город Ленобласти, но де-факто петербургский пригород, – один из приоритетов. Активная работа по созданию скоростного трамвая от «Улицы Дыбенко» до Кудрово уже ведётся. Маршрут должны открыть в 2023 году. В реализации проекта задействуют бюджеты Петербурга и Ленобласти, а также федеральный. Сегодня ведётся разработка технико-экономического обоснования проекта со строительством трамвайного путепровода на пересечении с железнодорожными путями.
Существуют и другие проекты расширения транспортной сети на петербургские пригороды, но уже в более далёкой перспективе. К примеру, те же Шушары хотели связать с городом-спутником «Южный» и Красным Селом, а станцию метро «Кировский завод» через жилой комплекс «Балтийская жемчужина» – с Петергофом.