В Русском музее создают первую в России мобильную лабораторию для исследования картин. Metro узнало, какие гаджеты используют специалисты.
С помощью современных технологий можно увидеть скрытые изображения на картинах, отличить оригинал от подделки и даже узнать, кто её автор. Для этого достаточно исследовать полотно с помощью трёх гаджетов.
"Пистолет" с рентгеном
Портативный рентгенофлуоресцентный спектрометр позволяет без взятия проб определить химический состав пигментов на картине. В прибор, похожий на пистолет из фантастических фильмов, внедрён небольшой рентген – такой же, как в поликлиниках, но менее мощный, а значит, безопасный. Это щадящий метод исследования, с его помощью специалисты могут обследовать только внешний слой краски. Результаты полезны реставраторам – с ходу можно определить, какой участок картины обновляли в последний раз, а также выяснить формулу оригинальных пигментов.
"Проба" полотна
Чтобы провести более детальное исследование, целостность картины всё-таки придётся нарушить. С помощью тонкой полой "иголки" полотно прокалывают – таким образом получают образцы всех слоёв краски, которых, к слову, бывает до 20. С помощью ИК-Фурье-спектрометра, внешне отдалённо напоминающего микроскоп, слои анализируют по химическому составу.
– Каждый художник применял определённые краски, некоторые пигменты стали использовать только в XIX–XX веках, – объяснил Metro менеджер компании, производящей оборудование, Шамиль Мизитов. – С помощью прибора можно точно определить автора, подтвердить подлинность картины. Таким образом мои коллеги обнаружили порядка 2–3 фальшивок.
Увидеть оригинал
Скрытые от глаз обывателя детали картины можно увидеть с помощью инфракрасной камеры: подготовительные эскизы художника, перерисованные детали. Например, на картине "Медный змий" Фёдора Бруни специалисты обнаружили несколько спрятанных змей, перерисованные ступни героев, изменения пейзажа. Количество правок в полотне также помогает определить автора – у каждого свой почерк.
– Например, Петров-Водкин часто использовал старые холсты, переворачивал портреты и изображал фигуру заново, – отметил ведущий инженер отдела технологических исследований Русского музея Вячеслав Торопов. – Айвазовский делал подготовительный рисунок скал, воды, берега, но корабли всегда рисовал без шаблона.