С 1 июля в России серьёзные изменения коснулись и займов на машины. Их стало получить сложнее – впервые ЦБ обязал российские банки применять повышенные коэффициенты риска по автокредитам, выданным заёмщикам со средней и высокой долговой нагрузкой. Если клиент тратит на выплату займов более 50% своего дохода, банк будет применять определённые надбавки, чтобы подстраховаться.  

– Возможно, банки будут чаще отказывать клиентам в займе, ведь "рискованные" кредиты требуют дополнительных свободных средств в резерве у банка, – говорит Максим Фратков, независимый финансовый аналитик.

Кроме проблем на этапе согласования займа, новые правила могут привести к повышению ставок по автокредитам для новых автомобилей как минимум на 1–2 пункта, считают эксперты. Так, по информации СМИ, в июле свои ставки намерены увеличить ВТБ, "Ингосстрах Банк" и "Уралсиб".

При этом цены на автомобили тоже не стремятся вниз. И отнюдь не у всех покупателей есть внушительная сумма для первого взноса, так же как и начальный капитал в виде старой машины, которую можно сдать в трейд-ин.

– Мне повезло, я буквально недавно взяла машину под 14% годовых. Сейчас плачу по 17 тыс. в месяц, иногда по 30, уменьшая срок кредита на пару месяцев. Сейчас ставки выросли. Понимаю, что успела "в последний вагон" запрыгнуть, – говорит петербурженка Наталья.

 

Какие кредитные программы действуют сейчас

Журналист Metro под видом клиента позвонил в несколько автоцентров, чтобы узнать, на какую сумму рассчитывать.

Так, например, "АвтоВАЗ" предлагает взять Lada Vesta в стандартной комплектации за 1 млн 460 тыс. рублей. Менеджер рассказал, что "на эту модель есть субсидия от завода". Правда, нужен внушительный первоначальный взнос и участие в госпрограмме. Ставка 10–15%.

– Под госпрограмму подпадают работники медицины, образования и участники СВО. Если брать без первого взноса, то платёж будет до 40 тыс. в месяц. Но у нас остался лимит всего на несколько сделок буквально. Если же вы под эту программу не подпадаете, увы, никаких госсубсидий нет. Ежемесячную сумму по кредиту можно уменьшить за счёт трейд-ин и большого первоначального взноса, – рассказал менеджер Павел.

Рекомендованная розничная цена самой дешевой модели, Lada Granta, колеблется от 911 тыс. рублей до 1 млн 140 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Стандартная ставка – от 17,9% годовых. Если взять "дорогой" вариант, то при отсутствии первоначального взноса ежемесячный платёж составит 41 157 рублей. Переплата по кредиту выйдет 341 636 рублей.

 

Что предлагают "китайцы"

Китайские автопроизводители предлагают свои кредитные программы.

Факт:
Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), за 5 месяцев 2024 года в Россию было поставлено 372 542 автомобиля.

 

Так, Haval предлагает сразу три кредитных варианта. Самый привлекательный – фактически рассрочка (ставка 0,01%). Правда, нужен солидный первоначальный взнос и срок кредитования не больше года. Если такого капитала нет и хочется не очень большой ежемесячный платёж, то ставка будет больше – в худшем случае 16,4%. И обязательное условие – договор страхования КАСКО.

У другого "китайца", Geely, тоже есть свои программы. Ставка в 0,01% также присутствует, но без первоначального взноса ежемесячный платёж влетит в копеечку. Так, модель Tugella без первого платежа (сроком на 5 лет) обойдётся в 3 720 тысяч рублей, с ежемесячным платежом аж в 96 тысяч. Плюс опять же обязательное КАСКО каждый год. Максимальная ставка может достигать 17,6% годовых в зависимости от банка.

– С 5-го числа ожидаем повышения ставок, – добавил менеджер автосалона Geely.

– Возможно, китайские производители тоже скорректируют свои программы в худшую для покупателя сторону, так как скидки, рассрочки для них могут стать дороже. Но при дефиците новых иномарок Китай серьёзно конкурирует с "АвтоВАЗом", это видно по статистике. В ряде банков уже более половины выдач автокредитов на новые машины приходится на китайские марки, – уточняет Фратков.