Сотрудники Музея петербургских мостов, базирующегося в Красном Селе, мечтают о его переезде в центральные районы города.
О существовании этого музея большинство петербуржцев не знают. Официально он имеет статус постоянно действующей выставки Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (ЦМЖТ) "Отечественное мостостроение". Однако в основном здании на Садовой, 50, для него нет площадей.
– Ещё в 1992 году Музей мостов торжественно открылся в Красном Селе в административном корпусе ОАО "Мостоотряд №19", – рассказывает Елена Асташова, сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта. – Однако ещё в 2015 году началось банкротство компании, и нашему музею придётся отсюда съезжать. Куда – пока неясно.
Конечно же, музейщикам хотелось бы, чтобы для музея нашли площадку поближе к центру города.
Его размещение в Красном Селе изначально было не слишком удачным – ехать из города далеко, причём не только для посетителей, но и для экскурсоводов. Поэтому посещение экспозиции сейчас возможно лишь по предварительным заявкам по мере формирования группы. Экскурсии проходят в среднем один раз в неделю.
Сделаны с ювелирной точностью
Мосты, как известно, являются одним из символов Петербурга. И в России нет других музеев, кроме питерского, которые были бы посвящены мостостроению. При этом ЦМЖТ без преувеличения обладает уникальной коллекцией моделей мостов, которая формировалась более 200 лет! В Красном
Селе можно увидеть 60 моделей, раскрывающих историю развития мостостроения с древнейших времён до наших дней (всего их в фондах более 100). Сейчас музей формирует специальную программу для детей, которая бы в доступной форме рассказывала юным посетителям о возведении переправ в мире и в России.
Один из старейших экспонатов – модель моста через Неву в Петербурге швейцарского инженера Альдона 1762 года. Деревянный арочный мост так и не был построен и остался всего лишь проектом. Модель выполнена в масштабе 1:60. При этом она всё равно поражает своими размерами: её длина составляет почти 5 метров, высота и ширина – более полуметра.
Внимание посетителей привлекает также модель пролётов первого постоянного моста через Неву – Благовещенского.
– Чугунный мост был построен в 1842–1850 годах, – рассказывает Елена Асташова. – Состоял из семи неравных пролётов и восьмого разводного. Впечатляют размеры модели – 2,5–3 метра, а также проработанные с ювелирной точностью детали конструкции.
Эксперты подтверждают историческое значение коллекции музея в Красном Селе: 19 моделей мостов признаны памятниками науки и техники 1-го ранга.