28 марта с утра в Петербурге вступили в силу ограничения, призванные не допустить в городе распространение коронавируса. Магазины, кафе и рестораны, торговые центры – закрылось всё. Ну, практически всё.

Полчаса в очереди за бургером

Та часть общепита Северной столицы, которая не хочет сдаваться, несмотря на запреты, хитрит и выкручивается из ситуации как может. На девять закрывшихся заведений – в том числе крупных сетевых – приходится одно открытое. И работает оно исключительно навынос.

– Ну вот там нам шаверму продали, вон в том доме внизу в шавермячной, – говорит студентка Елена Старикова, которая вместе с подругой поедала петербургский специалитет прямо сидя на остановке "Суворовский проспект" в самом конце Невского. – Страшно ли подхватить "корону"? Нет, у нас есть с собой санитайзеры. А у нас же пока не так много людей им заразилось? Ну вот значит, на улице просто так его не подцепишь.

Таких как Елена – смелых и голодных – в Петербурге много. На улицах людей мало, для субботнего полдня – даже пугающе мало. Ощущение, что люди просто перебегают от дома к ближайшему открытому общепиту. В двух точках крупнейших сетей фаст-фуда у станции метро "Адмиралтейская" – реальные очереди. Одна выстроилась на лестнице и извивается на тротуаре, вторая образовалась у окна выдачи. Вокруг все жуют бургеры и поедают картошку руками из пакета.

"Я тут в очереди стою, да. Минут пятнадцать-двадцать, думаю, ещё. Успеешь, да, подходи", – объясняет кому-то в трубку "пергидрольный" молодой блондин в стильной чёрной маске. Вокруг него на расстоянии 2 метров – никого, люди всё-таки пытаются соблюсти дистанцию там, где это возможно.

"Мало" лучше, чем "ничего"

Практически все главные петербургские достопримечательности – совершенно безлюдны. На Дворцовой – практически пусто, человек тридцать на всей площади, хотя в выходные дни здесь раньше собирались сотни горожан и туристов. Если последние в Петербурге вообще исчезли как класс, то сами жители Северной столицы, видимо, ещё не оценили прелести безлюдного города – или действительно осознали опасность, о которой трубят Роспотребнадзор и медики.

– В день обычно мы здесь продаем около двухсот-трёхсот напитков, в зависимости от количества народа. Сегодня едва ли продадим пятьдесят, ну вообще никого нет, видите же. Люди проходят, косятся на меня с неодобрением и ничего не покупают, хотя такой ветер здесь, у Невы, – жалуется продавец автокофейни на Дворцовой набережной, попросивший не называть своего имени.

Мы смело купили у него стакан какао, чтобы поддержать малый бизнес, и тут же побрызгали крышечку спиртовым антисептиком – на вкус получился вполне бодрящий коктейль "Весело и без греха", не хуже, чем в баре. – Что мы будем делать? Да поработаем. Издержки у нас небольшие, аренду же нам не надо платить – даже маленькая прибыль лучше, чем никакой.

На самой площади гуляют самые смелые, если не сказать безрассудные. Мамы с детьми, в том числе совсем маленькими, в колясочках, молодые пары и парочки подружек разных возрастов. "Не боимся, нет!", – отделываются почти все от корреспондента Metro, пытающегося расспросить, что ими движет. На попытки сфотографировать даже издалека реагируют болезненно, мгновенно отворачиваясь или резко меняя "траекторию". Дворцовая и вправду выглядит странно – особенно без "екатерин" с "петрами" и без ростовых жирафов и прочих "обнимающихся" животных.

Подпольная империя

Покидая Дворцовую площадь, натыкаемся на продюсера и сооснователя киностудии "Главкино" Илью Бачурина без шапки, маски и перчаток, зато в солнцезащитных очках. Он совершенно спокойно прогуливается со своей новой девушкой Александрой Наумовой. Оба скрываются от коронавируса в лакшери-отеле с видом на Исаакиевский собор, судя по сториз в instagram.

Спускаемся в подвальный продуктовый магазин на Большой Морской, чтобы купить воды. И... попадаем в бар! В смежном с магазином помещении, буквально "за шторкой" разливают и угощают. Про запрет тут, конечно, знают – но ради спасения бизнеса его самовольно нарушают. Удивительно, что это безобразие не замечают патрули, которые кружат наверху.

– Чё бояться-то, – смеётся один посетителей подпольного бара. – Продезинфицируемся изнутри – и нормально. Ещё бы из-за какого-то коронавируса мы бы дома не сидели.