Монумент, посвящённый российскому поэту-символисту, появился в сквере у дома, где жил и творил Блок. Бронзовая скульптура высотой 3,6 метра установлена под наклоном: по замыслу автора Евгения Ротанова поэт задумчиво идёт по улице, подавшись корпусом вперёд.
Сбылась мечта
Образ Блока вдохновляет скульптора Евгения Ротанова больше 60 лет.
От кудрявого Аполлона до уставшего поэта
По словам Евгения Ротанова, когда-то Блок виделся ему кудрявым российским Аполлоном – именно таким и изображал скульптор его в своих первых работах.
Более ранних ротановских Блоков можно встретить во дворе филологического факультета СПбГУ и в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова (поэт был первым худруком театра).
По словам скульптора, к критике монумента он относится спокойно, – люди необразованные, далёкие от искусства говорят, что нет внешнего сходства, – говорит Ротанов. – Ещё им пуговицы и шнурки на ботинках не нравятся. Но памятник и не должен быть похож на героя. Это обобщённый образ, так видит художник, то есть я. Так что пусть ругают, на дилетантов я не обращаю внимания.
"Я была одним из инициаторов установки памятника Блоку в Петербурге. Для меня это долгожданное событие. Считаю, он получился таким, каким и должен быть: поэт идёт навстречу городу. Памятник получился человеческим, что редко можно встретить на наших улицах. Скульптор задумал его больше десяти лет назад. У Ротанова были сидящие, стоящие, идущие изображения Блока. Они выставлялись в Музее городской скульптуры. Мне тогда сразу понравился именно этот. А то, что люди спорят, это хорошо, говорит о неравнодушии к творчеству поэта", – Ольга Маркарян, директор фестиваля "Дни Александра Блока в Петербурге".
"Я считаю, что в Петербурге должны быть разные памятники. Но вот Блоку не повезло. Автор задумал, что поэт идёт навстречу ветру. А ощущение, что он падает... Может, и архитектор несколько недоработал: мне кажется, пьедестал для почти четырёхметровой фигуры мог быть повыше и помощнее.
По пластике Блок похож на Достоевского, что на Владимирской площади. Явно архитектор использовал тот же суровый стиль (он стал популярным в 1960-е, в противовес сталинской гламурной архитектуре). Но и здесь, в отличие от того же Достоевского, получилось, на мой взгляд, неубедительно", – Вячеслав Бухаев, архитектор.
"Задача монументальной скульптуры – подчёркивать среду, в которой она находится. Если учесть профессионализм автора работы, то можно предположить, что эффект падающей тяжёлой фигуры сделан намеренно. Возникает вопрос: зачем? Может, для того чтобы стать центром притяжения для туристов, как Пизанская башня, или для того, чтобы подчеркнуть непростую судьбу? Или это ошибка монтажа?
В любом случае скульптура получилась неоднозначной. Я думаю, что такой подход был бы характерен для человека, который прошёл очень трудный путь. На мой взгляд, это больше подходит для памятника воину, а не поэту", - Родион Артамонов, скульптор.