В России началась массовая вакцинация от COVID-19. В то же время Петербург присоединится к кампании только в феврале, обещают власти. Пока в городе недостаточно вакцин для всех желающих.
Но среди населения ходят самые противоречивые слухи о том, стоит ли вообще делать прививку, когда появится такая возможность. С чем это может быть связано и почему не стоит бояться вакцины, Metro поговорило с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Дмитрием Ковпаком.
Дмитрий Викторович, сейчас о вакцинации от коронавируса ведётся много разговоров. И первый вопрос: а вы сами сделали прививку?
– Да, как и некоторые мои коллеги и друзья, я и моя супруга, а также мама привились вакциной от COVID-19. 11 января я сделал первую из двух составляющих прививки "Спутник-V" в поликлинике по месту жительства. Самочувствие у меня и жены за все эти дни было хорошее. У мамы в первый вечер после прививки был кратковременный подъём температуры, который в течение нескольких часов полностью прошёл. Все последующие дни она чувствовала себя хорошо, как и в настоящий момент.
От сайта "Госуслуги" на мою электронную почту пришло письмо с предложением заполнить дневник самонаблюдения о своём самочувствии в соответствии с рекомендованным графиком – на 1-й, 2-й, 3-й, 7-й, 14-й, 21-й, 22-й, 23-й, 28-й, 42-й день после введения первой дозы вакцины. Пока отмечаю только то, что побочных эффектов у меня нет. И действительно, ни Билл Гейтс, ни Министерство обороны в голове на связь не выходят, даже банальное радио поймать с помощью обещанных рядом блогеров "чипов" категорически не получается.
COVID-19: Почему Петербург обгоняет Москву по заболеваемости и чем отличается ситуация в столицах
Несмотря на более 92 миллиона заболевших и 2 миллиона умерших в мире от COVID-19 часть людей относится к прививкам весьма скептически, если не сказать негативно. С чем связано такое отношение?
– В первую очередь свои опасения люди объясняют тем, что прививка/ки новая/ые – и они не готовы рисковать своим здоровьем. Кто-то даже говорит, что вакцины, особенно почему-то отечественные, "сырые" и неисследованные. Как показывают некоторые опросы, не только обычные люди боятся новых вакцин от коронавируса – некоторые врачи пока не горят желанием привиться или высказываются в пользу зарубежных вариантов, а не отечественных.
Действительно, "Спутник-V" – двухкомпонентная вакцина против COVID-19, разработанная российским Центром им. Гамалеи, и "ЭпиВакКорона", разработанная специалистами Новосибирского научного центра "Вектор", – новые вакцины, созданные в 2020 году. Результаты использования новых вакцин, включая зарубежные от американской фармкомпании Moderna и биотехнологической немецкой компании BioNTech в сотрудничестве с американской Pfizer, будут собираться и анализироваться годами.
Какие ещё страхи и сомнения беспокоят людей?
Массовая вакцинация в Петербурге. Когда и где можно сделать прививку от коронавируса
Давайте ещё раз проговорим, что же в реальности представляют из себя вакцины и каков их механизм действия?
– Так называемой платформой для вакцины "Спутник-V" послужил хорошо известный аденовирус, который даже в "диком" состоянии способен вызвать у человека только обычную простуду. А для создания вакцины против COVID-19 этот аденовирус ещё и дополнительно ослабили, превратив его в вектор. После чего снабдили особым шиповидным белком нового коронавируса, на который и возникает иммунитет.
Вторая вакцина – "ЭпиВакКорона" – создана на основе искусственно синтезированных элементов структуры коронавируса. Они вводятся пациенту, и у человека вырабатывается иммунитет к различным антигенам (фрагментам коронавируса).
Третья вакцина, которую разработали специалисты Центра им. Чумакова, – цельновирионная, то есть создана на основе погибших клеток вируса. Для её создания используют живые клетки коронавируса, нейтрализованные формалином. После этого их вводят в организм человека в виде вакцины.
В списке ВОЗ есть ещё несколько российских вакцин, находящихся на доклинической стадии испытаний. В частности, это разработка Санкт-Петербургского научно-исследовательского института вакцин и сывороток, в которой инновационно используется плазмид на основе вирусного генома.
Бывшая до конца лета лидером гонки британская вакцина совместной разработки Оксфордского института и компании AstraZeneca за последнее время столкнулась с целым рядом трудностей, связанных с побочными эффектами от её применения. В результате её клинические испытания даже были приостановлены в Великобритании и США.
Как вы оцениваете нашу кампанию по вакцинации? Можно провести параллели с другими странами?
– Жаль, что вакцинация у нас пока ещё не развернута так качественно и доступно, как, например, это показывают в репортажах из Израиля, где уже привито более 2 миллионов жителей. В пандемию пункты вакцинации могли бы работать круглосуточно и в сотнях центров, а не в нескольких поликлиниках.
В Великобритании для ускорения вакцинации предложили делать вакцинодромы – по одному на каждые 17 км. Это, скорее всего, правильная идея, поскольку противодействие пандемии как стихийному бедствию или войне, которую весь мир ведёт с вирусом, предполагает активное противодействие и наличие антител в популяции – до 70% населения одномоментно, включая вакцинацию и переболевших граждан. Нам тоже нужны хабы вакцинации, иначе счёт привитых граждан будет идти на многие тысячи, но не миллионы в короткий срок (как в вышеупомянутом примере Израиля). В 1947 году в Нью-Йорке, по разным подсчётам, от 5 до 6 миллионов человек сделали прививку от оспы в течение двух недель! Одни поликлиники вряд ли справятся с такой задачей оперативно.
Осложнения от заболевания намного превышают риски от прививки. В день моей вакцинации мы прощались с Оксаной Евгеньевной Кашкаровой, бывшим главным психотерапевтом Санкт-Петербурга и главным врачом "Клиники неврозов" (ГПБ №7 им. И.П. Павлова). Как и профессор Артур Фримен, доктор психологических наук, а также десятки других моих друзей и коллег, она, к сожалению, не дождалась прививки. Берегите себя и близких. Сопоставьте риски и возможности и сделайте разумный самостоятельный выбор.
Еще по теме:
Лучший рецепт: мыслить реалистично. Психотерапевт ответил на вопросы Metro