На Культурном форуме, который пройдёт 15–17 ноября в Петербурге, выступит знаменитый японский режиссёр Киёси Куросава. В преддверии мероприятия лауреат Каннского кинофестиваля, известный зрителям по "Токийской сонате", дал интервью Metro
Свой новый фильм "На край света" Куросава неожиданно снимает в Узбекистане. При этом, по словам режиссёра, к теме, которая могла бы "связать" две страны – судьбы японских военнопленных, – картина отношения не имеет. В основе сюжета лежит история ведущей туристического реалити-шоу, приехавшей на съёмки в Узбекистан.
– 20 лет назад меня вдруг начали приглашать на разные зарубежные кинофестивали. Даже сейчас часто приходится ездить в неизвестные мне страны. В основу нового фильма легли волнение и радость, которые я испытываю в ходе таких поездок. Путешествуя за границу, всякий раз прихожу к выводу, что "все люди одинаковые, где бы они ни жили". Однако на пути к такому выводу всегда стоит множество душевных переживаний. Я заставил главного героя нового фильма пережить такой же опыт.
Вы говорите, что фильм непохож на другие ваши картины...
Действие передаётся исключительно с точки зрения главной героини; картина не является жанровой; действие японского фильма разворачивает за рубежом – с точки зрения этих моментов фильм для меня был новым.
Вы снимаете универсальное фестивальное кино? Или скорее ориентированы на японскую публику?
Я всегда старался снимать фильмы для мировой аудитории. Новая картина не является исключением. Однако, конечно же, если у меня спросят, что есть "мировая аудитория", мне будет сложно ответить. Судьба фильмов такова, что вне зависимости от воли их создателя картины могут увидеть зрители в таких уголках мира, о которых автор и не подозревал. Вероятно, это продолжится и после моей смерти. Поэтому я стараюсь снимать фильмы с готовностью, что их сможет увидеть кто угодно и когда угодно.
Некоторые современные режиссёры вроде Такеши Китано больше известны и признаны в Европе, чем в Японии. Почему?
Это сложный вопрос. С точки зрения создателей фильмов отсутствие или наличие признания – это нечто, что очень сложно воспринимать объективно. Однако, если говорить о японском кинематографе, тут, вероятно, сказывается его история. Иными словами, японский кинематограф за свою историю, к великому счастью, породил большое число великих режиссёров мирового уровня. Это, например, Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути, Микио Нарусэ, Акира Куросава и другие. Поэтому в Европе, где сформировалось академическое восприятие кино, журналисты всё время живут в ожидании появления нового японского кино. Мне кажется, что именно благодаря существованию у японского кино подобного ослепительного бэкграунда даже мои скромные работы привлекли к себе внимание.
Довольны ли вы уровнем развития японского кино в настоящее время?
В среде авторского кино появляется множество молодых режиссёров, намного более талантливых, чем я. Однако нельзя сказать, что они успешно продолжают свой путь в так называемом коммерческом кино. Откровенно говоря, современному японскому коммерческому кино не нужны таланты. В этом заключается огромная проблема. Но такая ситуация сложилась уже очень давно. Естественно, что коммерческое кино нуждается в продаваемости, а не в таланте. Ведь именно из подобной коммерции когда-то родились и Одзу, и Мидзогути, и другие. Вероятность повтора такого расклада невелика, но и не равна нулю.
Есть ли у вас связи с Россией?
Несколько лет назад я снимал небольшой фильм во Владивостоке. Конечно же, японский фильм. Это был чудесный опыт. Выбор места был обусловлен тем, что это одна из наиболее близких к Японии зарубежных стран. Я верю, что Россия и Япония могут сотрудничать в самых разных сферах. Мне очень жаль, что в Японии практически нет возможности увидеть новое российское кино.
О чём планируете рассказывать на Культурном форуме?
Я ещё не решил, но, вероятно, разговор будет о том, что я сам чувствую в процессе создания своих фильмов. Скорее всего, также будет затронута проблема распространения цифровых технологий в современности.
Благодарим за помощь в организации интервью Отдел японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ и лично Ёко Саканоуэ.
• Родился: Кобе, Япония. 63 года.
• Японский кинорежиссёр и сценарист, писатель, педагог.
• Дебютировал в 1983 году с комедией "Войны Кандагава". Работал в жанре ужасов и детектива. Автор картин "Исцеление", "Харизма", "Лабиринт".