Спектакли XVI сезона крупнейшего в России фестиваля балета Dance Open пройдут на Основной сцене Александринского театра с 13 по 24 апреля. Metro встретилось с основателем, режиссером, продюсером и бессменным руководителем фестиваля Екатериной Галановой.

Екатерина, насколько нам известно,  в этом году зрителей ожидает один из самых ярких сезонов в истории Dance Open?

Программа XVI сезона получилась очень насыщенной. Мы гордимся тем набором трупп, коллективов и хореографов, которых удалось привезти. Действительно, все они работают в совершенно разных стилистических направлениях: это классика, неоклассика, contemporary, а также абсолютно радикальные постановки, которые даже сложно назвать балетом, поскольку они существуют на стыке танцевального искусства и драматического театра.

Все отмечают NDT 1?

Нидерландский театр танца – один из самых востребованных хореографических коллективов  мира,  редкий гость в России…  Мы несколько лет готовили это событие. В программе NDT 1 – три одноактных балета: премьерный – "Тонкая кожа" (Thin Skin) – от модного авангардиста,  ни на кого не похожего Марко Гёке, посвященный иконе панк-рока Патти Смит. И два, пожалуй, самых сильных произведения Пола Лайтфута и Соль Леон: "Дотянуться до звезд" (Shoot The Moon) и "Немое пространство" (Silent Screen) на музыку Филипа Гласса. Сказать, что это – магия, значит, ничего не сказать.  Это – вершина хореографической мысли и абсолютный шедевр, и это надо увидеть обязательно.

Еще один несомненный хит фестиваля –  спектакль "Буря" в исполнении Национального балета Польши. Вдохновившись Шекспиром, худрук труппы Кшиштоф Пастор просто перевел поэтический текст на язык танца.

Неужели?

Да, я тоже думала, что это невозможно!  Но у него получилось. Пожалуй, это самая тонкая, эстетская и изысканная постановка сезона. Потрясающая неоклассическая хореография – очень сложная технически, с большим количеством эффектных элементов – воспринимается на одном дыхании и правда способна вызвать настоящую эмоциональную бурю.  Впечатляет неожиданно смиксованная музыкальная партитура: здесь и произведения современника Шекспира, автора духовных гимнов Таллиса, и иранские народные мелодии, и музыка барокко  (Мэтью Локк, Генри Пёрселл), и блюз XX века (Роберт Лерой Джонсон) и провокационные эксперименты молодого композитора Мишеля ван дер Аа.  Добавлю  ко всему сказанному, что видео-контентом к спектаклю занималась иранская художница Ширин Нишат, названная в 2010 году "Художником десятилетия", а сценография создавалась с использованием самых суперсовременных технологий… и получится самая  настоящая "Буря". Я очень рекомендую ее посмотреть.

А что за "Вирус"?

Еще одна премьера от мирового лидера contemporary dance, танцевальной компании "Батшева" из Тель-Авива. Спектаклю "Вирус Наарина", как и фестивалю, 16 лет. Но он никогда не был в России. Это сильнейшее произведение и сильнейшая история, которую сложно назвать балетом, скорее, некое действо в стиле, который создал  и продвигает художественный руководитель труппы Охад Наарин. Гага – это особая импровизационная техника движения, которая микширует зависимость от гравитации, раскрепощает тело танцовщика, и в таком состоянии удается  добиться  единения духа, материи, танца, эмоций. Возможно, эта постановка немного радикально-скандальная, но мне кажется, что зрители, которые интересуются экспериментами в драматическом театре, оценят её обязательно.

Чем порадуют зрителей российские театры балета?

В программе фестиваля – два российских хореографических бренда с мировым именем: это Пермский балет и Алексей Мирошниченко и Екатеринбургский балет под руководством Вячеслава Самодурова. Сегодня это одни из самых сильных трупп не только в России, но и в мире.

Пермь везет драмбалет "Золушку": в Петербург едут декорации, которые едва поместились в пять грузовиков! Это полномасштабный классический балет с роскошной музыкой Прокофьева, обилием костюмов и декораций, тонкой стилистикой и оригинальной режиссурой. По сюжету получилась  не совсем сказка про Золушку. Сценарий, который может соперничать с самым увлекательным детективом, написал сам хореограф. Алексей Мирошниченко перенес сюжет в главный театр страны, в 50-е годы прошлого века. Смотришь – не оторваться! Там ставят "Золушку", и перед нами – интриги закулисья, внутренняя кухня со семи страстями и самыми неожиданными поворотами сюжета. Героиня –  молодая танцовщица – действительно танцует Золушку на сцене, и их судьбы в чем-то похожи. Но не совсем… Если проводить параллель с кинематографом, то я бы сравнила этот спектакль с  советским кино в лучшем своем проявлении. Очень напоминает фильмы Александрова, в чём-то немножко наивные, но очень чистые, светлые, задорные, с большим количеством вкусных деталей…

В этом году мы открываемся спектаклем, который рекомендуем смотреть с детьми. Это "Снежная королева" Вячеслава Самодурова в исполнении Екатеринбургского балета. Спектакль необыкновенно глубокий, серьезный, со смыслом. Здесь тоже очень красивые костюмы и декорации. И потрясающая музыка кинокомпозитора  Артема Васильева. Кстати, она была написала специально для этой постановки. Спектакль, без сомнения, будет интересен и взрослым, и детям. Здесь будет, над чем задуматься, что неожиданно открыть в себе, переосмыслить и поменять в своей жизни, получить ответы на многие вопросы… Кстати, где-то к шести годам наши дети уже начинают их задавать.  Это один из тех важных культурных экспериментов, которые делают нас добрее, светлее, лучше. Правда. И потом, Екатеринбургский театр – тоже не частый гость в нашем городе, поэтому спектакль надо посмотреть обязательно!

Что сказать про Гала dance Open – не знаю, все билеты были раскуплены через несколько дней после открытия продаж…

Какая публика приходит в основном на фестиваль Dance Open? Кому будет интересна программа?

У нас в названии есть слово OPEN. Мы его трактуем по-разному, но главный смысл заключается в том, что мы открыты к любым стилям и начинаниям. И мы так же ведем себя при формировании программы. То есть, если это талантливо, интересно, мощно, знаково и достойно петербургского зрителя (самого искушенного и избалованного в области балета), то мы привозим это. Зрителям, которые интересуются драматическим искусством, я бы рекомендовала, прежде всего, посмотреть Батшеву, NDT1 и "Бурю", тем, кто любит классический балет, понравятся  "Золушка" и "Снежная королева".

Билеты на спектакли продаются только на сайте фестиваля?

Да, в этом году продажа билетов шла через наш сайт без наценки. И пользуясь огромным информационным ресурсом газеты Metro, я хочу еще раз обратиться к читателям: дорогие друзья, ни в коем случае не покупайте билеты с рук, у вас есть стопроцентный  риск (даже не вероятность, а риск!) стать жертвой мошенников и спекулянтов. С билетами, в которых замазана цена или что-то дописано вручную, вас в зал не пустят! Возможно и появление подделок… за немалые деньги. Чтобы этого избежать, мы просим: покупайте  билеты на сайте, а не у перекупщиков.

Вообще есть два способа борьбы с перекупщиками. Первый – задрать стоимость билетов до небес, чтобы им было невыгодно играть с этим продуктом. Но мы с большим уважением относимся к нашим зрителям и хотим, чтобы на наши спектакли приходили разные люди. У тех, кто не может себе позволить дорогие билеты,  есть возможность всегда купить недорогие.  Конечно, сейчас они уже проданы, но, во всяком случае, они были на сайте. Второй вариант – постоянно анонсировать ситуацию, предупреждать зрителей, чтобы они не совершали ошибок.  Что, собственно, мы и делаем. Ведь мы работаем, прежде всего, для зрителя, и нам очень дорого доверие нашей аудитории.

Dance Open декларирует ставку на высочайшее качество.  То есть, вы хотите сказать, что все, кто приезжает на фестиваль, уже заслуженные, востребованные и модные?

Нет,  есть, конечно, и молодые, и менее заслуженные, но, так или  иначе, в балетном мире все происходит очень быстро. К примеру, сегодня труппа может показаться ординарной,  но вот приходит молодой худрук, меняет часть труппы, приглашает солистов,  модных  хореографов, идет на риск, берется за  интересные постановки – и вот уже у балетного коллектива начинается новый этап в жизни… На серьезную раскрутку, конечно, нужно много времени, но для качественного скачка достаточно года активной работы.  Мы видим эти превращения, и наша задача – очень серьезно мониторить все, что происходит в балетном мире.

Все, что будет нарасхват?

Дело не в том, что мы стараемся первыми схватить то, что нарасхват. Мы сами являемся законодателями мод, и не ориентируемся на чужое мнение. Наоборот, многие ориентируются на наше.  Отсюда и такое огромное количество просьб от серьезных артистов  принять участие в фестивале Dance Open, и конкуренция действительно велика. 

Тяжело держать марку крупнейшего фестиваля балета в России?

Тяжело, и финансово в том числе…

Что вам дает силы?

Наверное, любовь к городу. Даже в большей степени, чем любовь к балету. Петербуржцы достойны лучшего, как бы пафосно это ни звучало.