Долгое время раритетный троллейбус служил сараем на дачном участке в Ленобласти.
Синего красавца с круглыми фарами и бортовым номером 118 в Музее электрического транспорта встречают с почестями и лаврами. Под прицелом фото- и видеокамер настоящая сенсация на колесах – троллейбус ЯТБ-2. Он был выпущен в 1938 году и в количестве 20 штук закуплен для транспортных нужд Ленинграда. До недавнего времени считалось, что живых образцов данной модели ни в Петербурге, ни в России уже не осталось.
От сарая до экспоната
"Рогатый" раритет был "припаркован" в районе озера Зеркальное. Десятилетиями старинный троллейбус служил ленинградским дачникам сараем.
Возрождение легенды
В руки мастеров троллейбус попал в ужасном состоянии. Металлическая обшивка корпуса и рама его сильно проржавели, салон был полностью уничтожен, а электрическая "начинка" ожидаемо неисправна.
Реставрация ЯТБ-2 длилась 4 года. В ней приняли участие более 10 мастеров. Это и столяры, и электрики, и механики. Самым сложным и трудоемким этапом ремонта оказалось восстановление деревянного каркаса.
Элементы из дерева были изготовлены заново, а металлические усиления оставили родные: их обработали и установили обратно.
Мягкие сиденья и рейки на полу
Салон советского троллейбуса восстанавливали по чертежам 1937–1938 годов. Мастера постарались воссоздать все до мельчайших деталей.
Второй дебют
С нуля собрали и всю электрику. Теперь раритетный троллейбус, которому в этом году исполнилось 89 лет, снова на ходу.
В первый рейс после многолетнего ожидания ЯТБ-2 выйдет 23 октября – на параде ретротранспорта. В колонне других старинных троллейбусов он проследует по Невскому проспекту.
Улучшенная копия
Высокопольный троллейбус ЯТБ-2 – это модернизированная версия ЯТБ-1. От своего предшественника он отличался дизайном и внутренним устройством. Советские разработчики оснастили модель маршрутными указателями с подсветкой, а кабину водителя – отдельной дверью. Была доработана и конструкция транспорта. За счет изготовления поперечин рамы из труб и замены продольных лонжеронов на цельные удалось облегчить вес машины на 8350 кг. Однако все эти изменения ухудшили технические характеристики троллейбуса. Крышевые дуги кузова стали деформироваться, и во время дождей салон заливало. Из-за неудачной конструкции ломались и пассажирские кресла.
Позже была предпринята попытка переделать ЯТБ-2 в грузовой троллейбус, но эта модель не получила распространения.