Новый выставочный проект в Центре Михаила Шемякина посвящён творческому союзу поэта и художника. Экспозиция включает объединённые вместе стихи Высоцкого и иллюстрации к ним Шемякина, станковые произведения – например, знаменитую серию "Чрево Парижа", к которой художник вновь обращается в 2024 году уже в новом формате.

Коллаж Михаила Шемякина

Коллаж Михаила Шемякина

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

"Михаил Шемякин проиллюстрировал 42 стихотворения Владимира Высоцкого, – рассказала Metro генеральный директор Центра Михаила Шемякина, куратор выставки Ольга Сазонова. – Кроме самих иллюстраций на экспозиции представлены эскизы к некоторым работам. Сейчас их интересно рассматривать, получается, что мы можем идти вслед за художником, проследить за его творческой мыслью".
К теме "Чрево Парижа" Михаил Шемякин вернулся в 2024 году

К теме "Чрево Парижа" Михаил Шемякин вернулся в 2024 году

Алёна Бобрович, "Metro"

Фото:

Ещё один блок выставки посвящён серии работ "Чрево Парижа".

Приехав в столицу Франции, молодой Михаил Шемякин под впечатлением романа Эмиля Золя "Чрево Парижа" отправился на знаменитый рынок. Шёл 1972 год. Узнав, что рынок скоро закрывается, художник в течение какого-то времени фотографировал мясников, таскающих на себе огромные туши, а затем создал свою знаменитую серию литографий.

Литография "Чрева Парижа"

Литография "Чрева Парижа"

 

 

"Высоцкий посетил парижскую мастерскую, когда самого художника там не было, – продолжает куратор выставки. – И под впечатлением от увиденного и рассказов Шемякина за одну ночь написал стихотворение "Тушеноши".
Литография "Чрева Парижа"

Литография "Чрева Парижа"

 

 

И кто вы суть? Безликие кликуши?
Куда грядёте – в Мекку ли, в Мессины?
Модели ли влачите к Монпарнасу?
Кровавы ваши спины, словно туши,
А туши – как ободранные спины.
И рёбра в рёбра – и нету спасу.
Литография "Чрева Парижа"

Литография "Чрева Парижа"

 

 

Полный текст стихотворения, написанный рукой Высоцкого, также экспонируется в рамках выставки.

В этом году Михаил Шемякин снова вернулся к теме "Тушеноши" и специально для этой выставки создал два масштабных коллажа – один с портретом Высоцкого, второй – со своим.

Художник использовал фото Владимира Высоцкого, сделанное Шемякиным в 1970-х: поэт и актёр выглядывает из освежёванной туши.

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Моя цыганская"

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Моя цыганская"

 

 

"Шемякин показывал Высоцкому работу Рембрандта, на которой из-за туши быка выглядывает девушка, – объясняет Ольга Сазонова. – Этот театральный образ поразил актёра, и он попросил своего друга снять его примерно так же. Туша была в мастерской, Шемякин использовал её в качестве модели. Так появилась столь необычная фотография Высоцкого, которая теперь стала частью коллажа". 
Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Погоня"

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Погоня"

 

 

Третий блок посвящён музыке. Художник начиная с 1976 года записывает песни Высоцкого в хорошем качестве. Бобины и магнитофон, несмотря на частые переезды художника, чудом сохранились. Центр Михаила Шемякина нашёл реставраторов, технику восстановили, теперь она в хорошем состоянии – увидеть легендарный магнитофон и услышать записанные на нём песни Владимира Высоцкого также можно на выставке.

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Спасите наши души"

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Спасите наши души"

 

 

"Впервые Михаил Михайлович продекламировал стихи, которые были посвящены ему лично, – говорит куратор выставки. – У Шемякина интересная интонация и манера исполнения, эти тексты теперь звучат в новом ключе".
Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Маски"

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Маски"

 

 

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Волков"

Иллюстрация к стихотворению Владимира Высоцкого "Волков"