Красота богатых окладов поражает: одеяние Богоматери из мелкого, чуть неровного жемчуга, золоченая фольга, глубокий блеск серебра, разноцветная эмаль по краям с причудливыми узорами и цветами... Этот оригинальный вид декоративного искусства появился в Средние века, однако ярче всего расцвел в период XVIII – начала XX веков. На выставке представлено примерно триста икон в ювелирных окладах, которые создали лучшие русские мастера.

Фото: icons.fabergemuseum.ru.

Фото: icons.fabergemuseum.ru.

 

 

Экспозиция получилась такой насыщенной благодаря ценным собраниям потомственного коллекционера и мецената Михаила Карисалова и Музея Фаберже. Тончайшей работы оклады были изготовлены на фабриках П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, Ф. И. Рюкерта и других предприятиях.

– Каждая икона – это объект, которому поклонялись, вверяли свои мысли, надежды, боль… – рассказал президент культурно-исторического фонда "Связь времен" и Музея Фаберже Владимир Воронченко. – В мире искусства никогда не было подобной выставки, и мы гордимся ее уникальностью. Экспозиция охватывает всю историю драгоценного оклада, здесь объединены русский и неорусский стили.
Фото: Ирина Алексеева.

Фото: Ирина Алексеева.

"Metro"

Фото:

Самая большая икона храмовая – Царские врата с изображениями Благовещения и четырех евангелистов. Две ее створки, украшенные тиснением басмой, достигают высоты более полутора метров. Есть и совсем крохотные иконки – нарядные "Богоматерь Казанская" и "Господь Вседержитель", чья высота едва ли превышает 5 сантиметров.

Фото: Ирина Алексеева.

Фото: Ирина Алексеева.

"Metro"

Фото:

Интересно, что среди тех, кто изготавливал оклады, было немало старообрядцев: например, М. Ф. и Д. М. Шелапутины, Я. Ф. Мишуков. Также на выставке можно увидеть несколько икон, когда-то преподнесенных российским императорам и членам их семей.