Петербург готовится к масштабной транспортной реформе. Как заявляют чиновники, уже через год, к июлю 2020-го, город полностью избавится от маршруток, весь транспорт станет социальным.
Одно из главных заявленных преимуществ новой системы – возможность льготного проезда на всех видах транспорта, ведь на сегодняшний день это фактически невозможно на коммерческих маршрутах.
Кроме того, реформа предполагает серьезное развитие инфраструктуры, строительство новых остановочных павильонов, закупку удобных низкопольных автобусов. Тем не менее специалисты выражают сомнения: насколько необходимо столь резко и радикально менять систему? Ведь это может привести к катастрофическим последствиям.
Журналист Metro побеседовал с экспертом – депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга пятого созыва, председателем профильной комиссии по транспортному комплексу Алексеем Палиным о льготах, социальных стандартах и транспортном поведении, городской транспортной инфраструктуре, проблемах перевозчиков и пассажиров.
Алексей Юрьевич, почему на маршрутках нельзя проехать по льготному проездному билету?
- Для этого нет абсолютно никаких препятствий. Как мы знаем, в 2005 году в России прошла масштабная реформа, т.н. монетизция льгот. И право бесплатного проезда для льготных категорий граждан было заменено на денежную выплату. На сегодняшний день для пенсионеров она составляет 600 руб. Тем не менее город и дальше пошел навстречу и предусмотрел для них возможность купить льготный проездной за те же 600 рублей (вместо цены для обычных пассажиров 2900 руб.) А разница в цене обычного и льготного билета оплачивается из бюджета города. Но проехать по льготным билетам пенсионеры могут только в социальном автобусе. Реформа предполагает, что льготники будут использовать этот проездной на любом маршурте. Однако ничто не мешает осуществить это уже сейчас, не дожидаясь реформы.
А как это реализовать на практике? Если город может просто распространить действие льготного проездного на все автобусы, то за чей счет это будет?
- Сегодня в каждой маршрутке есть валидатор и принимается “Подорожник”. Информация о каждой поездке по электронному проездному поступает напрямую в СПбГКУ “Организатор перевозок”. То есть город может контролировать фактические поездки льготников и доплачивать перевозчику за каждую такую поездку. Это значит, что технически все готово. Нужно посчитать, повлечет ли это дополнительные расходы для бюджета. Но ведь количество льготников, которые пользуются транспортом, у нас глобально не изменится.
То есть не нужно ждать 2020-го или еще какого-то другого года и реформы, чтобы начать перевозить льготников на маршрутках?
- Конечно. Это можно было начать делать уже давно. Нам скажут, что потребуются дополнительные средства из бюджета, но город и сейчас доплачивает за поездки льготников на социальном транспорте. Дело в том, что только около 22,5% социальных маршрутов сейчас обслуживает ГУП “Пассажиравтотранс”. Все остальное – частные компании. И все они получают субсидии за перевозку льготников на “социале”. Так что система полностью отработана. Если у города есть желание сделать подарок пенсионерам и другим льготникам, можно просто внести изменения в Социальный кодекс Санкт-Петербурга и распространить действие льготного проездного на все автобусы.
Сейчас появился новый термин «транспортное поведение». По-вашему, что изменится после проведения реформы?
- Транспортная сеть формировалась много лет, подстраиваясь под пассажиропотоки. И тут все разом меняется! Конечно, люди будут вынуждены изменить свое «транспортное поведение». Представьте, что маршрутку, которая довозила вас от дома до работы, отменили. Значит, придется искать другой маршрут, который вам подойдет, или ехать с пересадками. А ведь Минтрансом был специально разработан «Социальный стандарт транспортного обслуживания», по которому общее количество пересадок «в целях перемещения в любую точку» города должно быть не более двух.
Кроме того, в ходе реформы планируется убрать 350 маршрутов, изменить 42 и ввести 97 новых. То есть мы понимаем, что количество автобусов уменьшится, а интервал увеличится. Утверждать, что транспорт будет ходить по расписанию в нашем городе, невозможно, и никто в этом не виноват. Виноваты пробки. Почему вдруг эта ситуация волшебным образом изменится после реформы? Говорят, уберут маршрутки – разгрузится улично-дорожная сеть. А куда денутся 2,5 миллиона автомобилей? Неужели можно всерьез рассчитывать, что ликвидация тысячи автобусов что-либо изменит?
Но чиновники говорят про то, что маршрутки чаще попадают в ДТП, останавливаются на пешеходных переходах, в других запрещенных местах, скапливаются на остановочных пунктах, мешая подъезду социального автобуса и создавая опасность. Обещают, что реформа решит эти проблемы.
- Реформой предусмотрено, что все автобусы должны останавливаться в строго регламентированных местах, на остановках общественного транспорта. Остановка в любом не запрещенном ПДД месте станет невозможной. Но давайте посчитаем, а сколько же остановочных павильонов у нас существует? И сколько из них находится на балансе города? Так вот большая часть принадлежит частным компаниям. Они были установлены за счет инвестора, в том числе для размещения рекламы.
Таким образом, меняя транспортную систему, мы должны и остановки оборудовать – порядка 600 новых павильонов, но в бюджете эти средства не заложены. Теперь поговорим о расположении остановок. По социальному стандарту расстояние от дома или магазина до остановки должно быть не более 500 метров, от поликлиники – 300 метров. Но дойти 500 метров до остановки маме с коляской, с санками, с покупками, особенно зимой, – это комфорт для жителей? Остановки нужны значительно чаще. Тогда и не будет необходимости высаживать пассажиров “в удобном месте”. Кроме того, мы вводим новые маршруты, которые обслуживают автобусы большой вместимости, с большим радиусом разворота. Где все эти автобусы будут стоять в ожидании поездки? Нам нужны отстойно-разворотные кольца. Но их тоже нет. По оценкам Комитета по транспорту, в рамках реформы только для отстойно-разворотных площадок требуется 12 000 кв. м площадей. Есть у нас столько свободных замельных участков? И все они должны располагаться в удобных и подходящих вместах. Ответа на этот вопрос нет. И главное: на все это, по моим приблизительным подсчетам, потребуется не менее 15–17 млрд рублей. Откуда мы возьмем эти средства? Бюджетом такие расходы не предусмотрены.
Разработчики реформы утверждают, что маломобильным группам – мамам с колясками и др. – будет удобно передвигаться по городу. Это, безусловно, прекрасная новость. Но что делать высокомобильным группам? Так, например, в спальных районах в час пик маршрутка собирает людей и везет без остановок к станции метро. Атеперь остается только социальный транспорт, которыей едет со всеми положенными остановками. Значит, человек будет добираться до работы-дома значительно дольше. Разве это справедливо?
- Давайте посмотрим в процентном соотношении – сколько у нас маломобильных граждан по сравнению с высокомобильными. Нужно думать об всех. А не утверждать, что мы заботимся о маломобильных горожанах, при этом усложняя жизнь огромному количеству людей.
А как перевозчики относятся к будущей реформе? Они же получат госконтракты и гарантированный доход на ближайшие 5 лет?
- Перевозчики, конечно, понимают, что реформа нужна, что проблемы есть. Это и дублирование маршрутов, и многое другое. Но они коммерсанты, и их главная задача – получение прибыли. У перевозчиков закуплены автобусы стоимостью 10–12 млн рублей каждый – у кого-то в кредит, у кого-то в лизинг. Куда их деть? Продать практически невозможно, они никому не нужны – это ведь не легковой автомобиль или микроавтобус. Реформа может попросту обанкротить компании.
И, наконец, доходы перевозчиков. Тут все еще сложнее. Расчеты показывают, что после реформы автобусами будут пользоваться на 140 миллионов пассажиров в год больше, чем сегодня. Кто эти люди? Откуда они возьмутся? Но самое страшное, что именно эта цифра учитывается при расчете цены контракта. На сумму, которую, как считает город, перевозчики получат от перевозки в том числе этих дополнительных пассажиров, уменьшается цена контракта. Как мы понимаем, ошибка в контрактах приведет к недополучению прибыли. Перевозчик может обанкротиться. Как миллионы петербуржцев будут добираться на работу? Город не сможет решить проблему – у нас не хватит ни транспорта, ни личного состава. Кто будет отвечать? Чиновники? Ну уволят одного, назначат другого, а нам что делать при этом? Пока вопросов больше, чем ответов.
А вы в принципе за реформу или против?
- Безусловно, реформа нужна. Только зачем устраивать революцию? Все это можно провести плавно, не устраивая стресса пассажирам и перевозчикам.