Мнение мам

Виктория

­– Сын пошел в 1-й класс в 6 с половиной лет. И я почти сразу пожалела, что поторопилась. Учеба давалась ему тяжело: были проблемы с письмом, у сына обнаружилась дисграфия: он писал слова слитно. Также был неусидчив, с трудом мог сосредоточиться на уроке, вечно витал в облаках. Сейчас уже все хорошо, помогли постоянные занятия с логопедом. Но я жалею, что отдала его в 6 лет, он был еще не готов.

Анна

– У моего сына день рождения в декабре, в школу он пошел почти в 8. Несмотря на то что все дети в группе были 2014 года рождения, разброс в возрасте был почти год – кто-то в начале года родился, кто-то в конце. И когда встал вопрос, записываться в школу или нет, воспитатель в садике нам посоветовала подождать. Не потому, что у сына что-то не получалось, а потому что он лучше адаптируется к школе. Я прислушалась к ее мнению, и он дополнительно еще год ходил в садик. На следующий год сын резко как-то вырос, стал более самостоятельным. Сейчас в классе он отличник. Он самый старший, но это никак не сказывается на его взаимоотношениях с детьми. Так что, если у вас, как и у меня, "пограничный" ребенок и вам рекомендуют пойти в школу на год позже, я советую прислушаться к советам педагогов, это только во благо.

Юлия


– Дочь пошла в 6,8. Она сама хотела в школу, постоянно играла дома в уроки и перемены. В садике ей уже скучно было, а тихий час – вообще отдельная проблема. В школе быстро адаптировалась, проблем с учебой нет. Не пожалели о своем решении. Но! У нее был пример старшей сестры, плюс мы ходили на подготовку к школе, а также по отзывам знакомых выбрали конкретного учителя.

Мнение учителя начальных классов

Андрей Барсуков, учитель начальных классов Третьяковской общеобразовательной школы, победитель конкурса "Педагог года"

- По вашему опыту в каком возрасте стоит отдавать ребенка в первый класс?

– Не раньше 6 с половиной лет. Дети, пришедшие в школу в возрасте на несколько месяцев раньше, не всегда могут ориентироваться в новых условиях, им труднее воспринимать программный материал. Это приводит к ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), обидам родителей, лишним нервам педагогов.

– Если ребенок умеет читать, писать, считать, значит ли это, что он готов к школе?
– Не всегда. Важна ещё и саморегуляция, то есть возможность контролировать свои действия и высказывания в течение короткого времени (10–12 минут).
Воспитательный момент тоже важен: ребенок должен понимать различия отношений в семье и коллективе, научиться контролировать эмоции.

– Какие возникают проблемы в первом классе?
– Сложности в основном связаны с амбициями родителей. Если дети посещали детский сад, им легче адаптироваться в новом коллективе. А вот "семейники" в этом процессе испытывают трудности не только в общении, но и в контроле за своим поведением. В семье они "звёзды", а в школе все равны, и им трудно смириться с тем, что их не спросили по их желанию, им не дали прочитать то, что они лучше знают. Тут возможны истерики, слезы, жалобы, конфликты.
Есть и противоположность: дети замыкаются в себе, плохо идут на контакт, т.к. привыкли только к общению с членами семьи. И только  через очень длительное время ситуация меняется к лучшему. Но время бывает упущено.

– В 1-м классе часто бывает у детей значительная разница в возрасте – год и более. Как избежать проблем из-за этого?

– Здесь, я думаю, от учителя многое зависит: если он сможет не акцентировать внимание на возрасте, сплотит команду, то всё получится замечательно. Знаю случаи из советской школы, когда восьмиклассницы в куклы играли. Сейчас, правда, всё занимают гаджеты.

Чек-лист о готовности ребенка к школе от учителя:
- Знание чисел до 20 минимум в прямом и обратном порядке.
- Знание букв, простых слогов, чтение в рамках нескольких предложений.
- Навыки написания хотя бы печатных букв.
- Окружающий мир в пределах знаний о животных и растениях, о семье, временах года, явлениях природы.
- Способность клеить, лепить.
- Умение использовать краски, различать цвета.

 

Ирина Хонина, детский психолог:  

– Готовность к школе определяется не возрастом ребенка и даже не тем, умеет ли он читать и писать, а уровнем физического, психологического и социального развития. Дети имеют индивидуальный темп психического развития. Некоторые уже в 6 лет готовы и замотивированы к усвоению знаний в школе, а другие и в 7–8 лет сохраняют психологические черты дошкольника. Стоит понимать, что в садике знания преподносятся в игровой форме, а в школе потребуются некие усилия, чтобы усвоить информацию от учителя.

 

Чек-лист готовности ребенка к школе от психолога:
- Умение обобщать явления и предметы, понимать причинно-следственные связи.
- Способность находить общие признаки, объединять объекты в группы.
- Развита как долговременная, так и краткосрочная память.
- Связная речь. Речевой запас должен быть не менее 4000 слов. Ребенок должен уметь развить разговор на определенную тему. Умение составить осмысленный рассказ примерно на 1000 слов.
- Осведомленность и кругозор. Ребенок может уметь говорить на различные темы.
- Интерес к познанию. Ребенок должен хотеть получать новые знания, у него есть потребность самостоятельно выполнять задания.
- Коммуникативность. Приходя  в класс, ему придется заново выстраивать взаимоотношения с детьми и учителем. В садике была деятельность игровая, а в школе ребенок перестраивается на учебную деятельность.

 По всем этим пунктам ребенка должен тестировать детский психолог. Также советую родителям обязательно ознакомиться с учебной программой начальных классов в той школе, куда пойдет ребенок. Они во всех школах разные.