28 июня в Большом зале Екатерининского собрания Центр национальной культуры "Петербург-концерта" совместно с Научно-творческим центром "Музыкальные культуры мира" Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского представят уникальную концертную программу: музыканты Монгольской государственной консерватории – Ганболд Энххуслэн (ятга), Боролдой Болорцэцэг (ёочин), Бямбажав Энх-Амгалан (морин хуур), Мунхтайван Энхзаяа (бишгуур), Цэрэннадмид Насанбат (протяжное пение), Гаваасурэн Оюун-Эрдэнэ (фортепиано) – исполнят монгольские народные песни, сольные и ансамблевые наигрыши и фрагменты культовой (ламаистской) музыки.
Название программы "Музыка о небесах" отсылает к главному объекту поклонения древних монголов – к Вечному Синему Небу (Мунх Хух Тенгри). Небо для кочевников было верховным божеством, источником жизни и олицетворением сил природы. Отголоски этого культа навсегда вплавлены в монгольскую музыку – светлую, философски осмысляющую даже печальные события, и отражены в звучании национальных музыкальных инструментов. В знаменитых монгольских протяжных песнях, включенных в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, слышны свист ветра и дыхание степи, волчий вой и конское ржание… Кстати, самый древний и самый притягательный сегодня монгольский струнный инструмент – морин-хуур — в переводе означает "голос лошади". По одной из легенд первая "монгольская скрипка" была создана после гибели крылатого коня, полет которого рождал чарующие мелодии: их сила управляла табунами на необъятных степных просторах. Когда скакуна убили, его хозяин, чтобы не умереть с тоски, изготовил из останков животного инструмент с кожаной декой, волосяными струнами и смычком, а гриф украсил резным изображением головы коня.
Еще один популярный народный инструмент – ёочин (род настольных цимбал с корпусом в форме трапеции). До 1970 годов в Монголии он использовался, главным образом, в ансамблевом музицировании. Однако затем стал одним из самых популярных сольных инструментов. При ударе тростниковой палочкой по трем тонким медным струнам, настроенным в унисон, возникает очаровательный и колоритный звук.
Ятга – род настольных цитр, родственный гуслям. Прозванный восточной арфой, этот инструмент наделен своеобразным по тембру звучанием и глубоким символическим значением. Он создан из дерева, а на Востоке это – священный материал, наполненный жизненной силой (энергией ци); количество струн соответствует нечетному числу и воплощает энергию ян, и даже длина и форма корпуса ятги несут смысловую нагрузку: при соблюдении пропорций нижняя и верхняя части инструмента представляют собой Небо, "обнимающее" Землю.
Ардын бишгүүр – деревянный духовой (язычковый) инструмент, по типу и характеру звучания близкий к гобою, использовался в ламаистских религиозных службах. Многие композиторы Монголии писали и пишут произведения малой и крупной форм для бишгүүра.
28 июня в Большом зале Екатерининского собрания преподаватели и студенты Монгольской государственной консерватории продемонстрируют уникальные возможности традиционных инструментов и великолепие национальной монгольской музыки во всем ее многообразии. На основной площадке "Петербург-концерта" прозвучат мелодичные протяжные песни монголов и инструментальная музыка: сольные и ансамблевые наигрыши, пьесы сказителей, фрагменты культовой музыки.
Подробности и билеты – на сайте СПб ГБУК "Петербург-концерт".